РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Не командовать, а слушать: как менторские навыки помогают в управлении

Персоналу всегда важно, чтобы руководитель умел сплотить коллектив. Однако в период общей нестабильности такие навыки приобретают критическое значение. Что за умения спасут компанию от дрязг на нервной почве? Рассказывает Евгения Лапина («Нетология»)
Фото: Kelly Sikkema / Unsplash
Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

Ведение проектов — всегда зона турбулентности и неопределенности, а в период кризиса — тем более. В такое время основная задача — быстро переналадить все бизнес-процессы, и часто она ложится на проектного менеджера. В этот период ему будут особенно полезны менторские навыки: они помогут вдохновлять команду и фокусировать на главном.

О том, что это за умения и как их прокачать — рассказывает ментор магистратуры «Управление IT и digital-проектами» Нетологии и ИБДА РАНХиГС Евгения Лапина.

Навык строить доверие

Необходим, чтобы отношения с подчиненными были эффективными. Если сотрудники не будут чувствовать себя в безопасности и доверять менеджеру, они не смогут говорить с ним о реальных проблемах, с которыми сталкиваются на работе.

Часто бывает, что в составе команды собраны сотрудники из разных подразделений компании. У них могут возникать конфликты интересов, а в кризис к этому добавляется общее нервное состояние. Чтобы все делали то, что нужно, люди должны чувствовать: они могут принести проектному менеджеру все свои вопросы для обсуждения.

Как выглядит в действии?

Основной способ построить доверительные отношения — практиковать безоценочность суждений независимо от того, что говорит собеседник. Другими словами, речь про необходимость взаимодействия не из «позиции сверху», а из «позиции рядом»: в партнерских отношениях.

Например, в ситуации, когда задача не выполнена в срок, есть два варианта поведения. Можно просто открыто рассердится на коллегу, который опять не справился, обвинив его в медлительности. А можно исходить из того, что он сделал все, что от него зависело, и общаться из этой точки. Тогда вместо обвинений появятся вопросы: «Что помешало реализовать задачу в срок? Как бы ты мог поступить в следующий раз? Как я тебе могу помочь?»