Материал раздела Основной
Руслан Ишмаметов и Ефим Алдухов
Несмотря на то что информационные технологии динамично развиваются в России, доля отрасли в нашем ВВП, по подсчетам НИУ ВШЭ и РСПП, не достигает даже 1%. В Западной Европе, США и Японии — этот показатель выше 3%.
Во время пандемии спрос на ИТ-решения на внутреннем рынке снизился. Однако это падение частично компенсировалось ростом количества экспортных заказов. В 2020 году российские разработчики поставили за рубеж софт на общую сумму $8,6 млрд (данные «Руссофт»). По итогам 2021 года доля экспорта ПО увеличилась еще на 20%. Россия, в частности, зарекомендовала себя как поставщик альтернативных решений в области интернета вещей, кибербезопасности, интеллектуальной обработки информации.
Кроме того, наблюдался всплеск спроса на российские облачные продукты для малого бизнеса. В первую очередь драйвером роста выступали ERP- и CRM-системы, которые не требовали участия разработчиков и существенных бюджетов. Некоторые решения, такие как, например, Bitrix24 или AmoCRM, достаточно удачно выходили на зарубежные рынки.
В вопросах автоматизации бизнеса российские предприниматели долгое время отдавали предпочтение преимущественно западным решениям, например, SAP и Oracle. Они делали такой выбор не только из-за функциональности этих решений, но и в расчете на повышение капитализации. Инвесторы позитивно воспринимали внедрение решений от известных западных брендов. Этот фактор, сильное лобби со стороны системных интеграторов, — требование к наличию кейсов внедрения решений в аналогичных компаниях, а также желание ИТ-директоров использовать единую платформу вместо «зоопарка разных решений» — зачастую вытесняли из тендеров локальные решения, даже если они были более эффективны.
Уход SAP из России временный. Однако даже если наступит геополитическая оттепель, риски при использовании западных решений в ключевых бизнес-процессах останутся высокими. Поэтому курс на их замену, который ряд компаний взял еще до военной операции, только ускорится.