Без брака: как не обжечься на бизнесе с китайскими партнерами
«Сейчас самое лучшее время для малого и среднего бизнеса налаживать партнерские отношения с дружественными восточными странами — Китай, Турция, Индия, — которые входят в различные экономические союзы, — уверен Николай Моженков, основатель ИТ-компании Amresearch.me и президент бизнес-клуба Conclave, многие члены которого сотрудничают с китайскими компаниями. — Главный совет для тех, кто собирается создать совместный бизнес с восточными партнерами, — не терять время. Если до этого все предприниматели руководствовались принципом «семь раз отмерь, один раз отрежь», то сегодня надо действовать наоборот. Кто окажется первым, тот и займет свободную нишу».
Но бизнес с Китаем для неподготовленного человека — как заход в сумеречную зону, предупреждает Андрей Орлов, глава компании BRIK Сo. Ltd (с 2007 года помогает клиентам настраивать бизнес с КНР). Рынок Китая часто создает иллюзию бездонности и доступности для входа, отмечает Татьяна Шашлова, CEO компании Radar. И предупреждает: «Важно понимать, что на самом деле это очень развитый и высококонкурентный рынок. Наивно считать, что любой бизнес, который придет в Китай, будет успешным».
Чтобы повысить шансы на успех, придется учесть как особенности ведения бизнеса, так и совершенно другую ментальность. «Многие обычаи этой страны порой кажутся нерациональными и даже экзотичными, — комментирует Натали Дронова, консультант по имиджу и международному этикету. — Однако они основаны на древнейших традициях, и их следует изучить для установления прочных бизнес-контактов». Многие крупные азиатские страны продолжают находиться под влиянием конфуцианства как философии и национальной психологии, определяющей в том числе правила отношений в группе, поведения в обществе, поясняет Марина Белоусова, директор по персоналу компании «Тайле», автор тренинга «Аdapting to Asia, или Пять секретов деловой переписки с азиатами». Заложенные 2500 лет назад Конфуцием принципы до сих пор живы, хотя и адаптированы к современным условиям.
РБК Pro узнал у специалистов и компаний, давно работающих с Китаем, где особенности национального бизнеса проявляются наиболее явно и как все-таки здесь преуспеть.