Материал раздела Основной

Как Болливуд помог мальчику из обувной лавки заработать $1,6 млрд

Рафик Малик превратил небольшой магазин отца в один из крупнейших обувных брендов Индии. Ему помогла ставка на профессиональный подход к управлению магазинами и сотрудничество с кинозвездами
Рафик Малик
Рафик Малик (Фото: metrobrands.com)

Символ статуса

Отец Рафика Малика Теджани, Малик Теджани, работал продавцом обуви в Бомбее (нынешний Мумбаи) еще до обретения Индией независимости от Великобритании в 1947 году. При своем уходе из Индии британцы разделили страну на мусульманский Пакистан и собственно Индию, где преобладали индуисты. Многим мусульманам (но далеко не всем) пришлось уехать в Пакистан. Уехал и хозяин магазина, в котором работал Теджани-старший. Перед отъездом он продал бывшему подчиненному свое дело, которое тот купил, заняв денег.

Свой магазин Теджани назвал Metro Shoes (позднее бизнес был переименован в Metro Brands). Название было навеяно популярным в Бомбее кинотеатром Metro Cinema. Как вспоминал потом Рафик Малик, в те годы многие ретейлеры, занимавшиеся продажей обуви, выбирали названия магазинов, чтобы создать ассоциацию с кинотеатрами. «В то время самой роскошной вещью в городе был кинотеатр, — делится предприниматель. — Это был символ статуса». Тем более это касалось Бомбея, ставшего центром кинематографа Индии, который стали называть Болливудом по аналогии с Голливудом. Как вспоминал Рафик Малик, его отец с самого начала хотел создать вдохновляющий бренд, даже если и не рассуждал тогда в таких категориях. Этим объяснялся выбор названия.

Теджани вообще подошел к делу с большим энтузиазмом. Продавать обувь он любил, общался с покупателями на разных языках, которых в Индии немало, так что к нему стали приезжать клиенты из других регионов. А в те времена и при том формате бизнеса (один магазин) продажи зависели в основном от личности продавца. Ко всему прочему, у Теджани было шесть братьев, которые помогали ему.