Материал раздела Основной

До биткоина: как стартап из 90-х пытался создать цифровую валюту

Одной из самых перспективных ИТ-компаний конца 90-х считался сервис Flooz.com, предлагавший пользователям электронные деньги. Однако проблема, которую стартап пытался решить изначально, и стала причиной его неудачи
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

«Все новое — хорошо забытое старое» — эта поговорка как нельзя лучше описывает криптовалютный бум последних лет. Всплеск интереса к цифровым деньгам принято связывать с появлением биткоина в 2010 году, но попытки создать виртуальную валюту были и раньше. В конце 90-х сразу несколько сервисов предлагали альтернативу традиционным платежным методам, и наибольшую известность получила платформа Flooz.com. Компания стала одним из первопроходцев сегмента, который сегодня является одним из самых привлекательных для предпринимателей и инвесторов. Но в конце 90-х рынок, очевидно, не был готов для новаторской концепции. Впрочем, были и другие причины краха «предвестника биткоина».

В 1998 году двое друзей-предпринимателей из Кремниевой долины, Спенсер Ваксман и Роберт Левитан, придумали платформу, на которой можно было купить цифровую валюту, чтобы потом расплачиваться с ее помощью в разных интернет-магазинах. Одна из главных проблем интернет-ретейлеров «эпохи доткомов» (период с 1995 по 2000 год, в течение которого в США появилось большое количество ИТ-компаний) заключалась в том, что покупатели опасались за безопасность своих данных. Электронные платежные системы были не столь совершенны и безопасны, как сегодня, и мошенникам не составляло труда украсть информацию о кредитных картах. Предполагалось, что сервис Ваксмана и Левитана поможет оживить сферу e-commerce за счет притока новых покупателей и обеспечит безопасность пользователям: им не пришлось бы делиться платежными данными с бесчисленным количеством онлайн-ретейлеров.