РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Беднее на миллиарды: как инфобизнесмены выживают на обрушившемся рынке

Рынок инфобизнеса (авторов онлайн-курсов, работающих на готовых платформах) в РФ достиг 130 млрд руб., удвоившись по итогам 2021 года. Но после признания экстремистскими соцсетей, служивших основой привлечения клиентов, индустрию ждет сложное испытание

По данным агентства Smart Ranking, больше всего в 2021 году — 93 млрд руб. заработали инфобизнесмены-клиенты GetCourse, их выручка за год удвоилась. При этом крупнейшие онлайн-школы выросли еще сильнее: суммарная выручка онлайн-школ из рейтинга, составленного Smart Ranking и GetCourse, поднялась на 139%. Около 40 млрд руб. приходится на клиентов других платформ, среди которых «Антитренинги.ру», JustСclick, ZenClass, Gurucan.ru.

Большое число онлайн-школ — 24% — специализировались на здоровье и спорте. Такую же долю занимала ниша бизнес-образования и работы с финансами. Затем шло саморазвитие (15%), обучение новым профессиям (10%) и курсы по SMM (8%). Меньше всего школ было в сфере красоты (6%), дизайна (5%), психологии (3%), эзотерики (3%) и репетиторства (2%).

Основная часть инфобизнеса, работающего на платформах для запуска онлайн-курсов, относится к сегменту малого и среднего бизнеса. Однако выручка некоторых участников рынка в 2021 году достигала уже 1 млрд руб. Например, эксперт по Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) Мари Афонина и эксперт по личным финансам и инвестициям Ольга Гогаладзе зарабатывали до полумиллиарда рублей за квартал.