РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Оксана Любивая

Рост цен и падение доходов уронили спрос. Кому и как теперь продавать

С полок ретейлеров исчезли десятки зарубежных брендов, а те, кто остался, готовятся к сложным временам: потребительский спрос вскоре начнет падать, а риски расти. Оксана Любивая, гендиректор ProStore by Lubivaya — о том, как производителю снизить риски
Фото: Dan Kitwood / Getty Images
Фото: Dan Kitwood / Getty Images

Сегодня бренды — производители товаров находятся в сложной ситуации. Цепочки поставок разрушаются на глазах, как в части доставки готовой продукции из-за рубежа, так и в части ингредиентов и комплектующих для производства. Спрос снижается: по нашим прогнозам, падение начнется не позже середины апреля вследствие увеличения безработицы, снижения доходов и роста цен, которые не будут компенсироваться ростом зарплат. Но этим текущие беды производителей товаров не исчерпываются.

Не менее серьезной угрозой для них могут стать их же партнеры: и дистрибьюторы и ретейлеры очень чувствительны к колебаниям курса и санкционным ограничениям, что может вызывать серьезные риски для бизнеса самого бренда.

С чем связаны проблемы

1. Повышение ставки рефинансирования

И дистрибуция, и сетевой ретейл живут, в основном, за счет кредитных портфелей. Кредиты выдаются под ставки, которые опираются на процентную ставку рефинансирования, которая за последнее время подскочила с 9,5 до 20%. В ответ на это банки стали закрывать старые кредитные линии и открывать новые — более дорогие. Без «свежих» денег розница оказывается в тяжелой ситуации: она не может ни закупать новые товары, ни возвращать поставщикам выручку за проданный товар, ни оплачивать свои издержки на операции, аренду помещений и персонал.