РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Артем Наумов, Дмитрий Гнедовский и Виктория Коблова

Почему «ВКонтакте» пока не способен полностью заменить закрытые соцсети

Когда Facebook и Instagram (деятельность запрещена в РФ) оказались заблокированы, рекламодатели задумались, куда переносить бюджеты. Ответ прост — во «ВКонтакте». Но у соцсети есть недостатки, о них рассказывают таргетологи агентства sQale (ex-Qmarketing)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

«ВКонтакте» имеет схожий с Facebook и Instagram (обе сети принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России — РБК Pro) интерфейс: те же Stories, те же группы. Казалось бы, перенесите настройки с креативами из Facebook* Ads в рекламный кабинет «ВКонтакте» и получайте ту же выручку. Однако не все так просто.

Аудитория

Большинство пользователей «ВКонтакте» — жители России и бывших стран СНГ, активная аудитория сети — 72,5 млн, в то время как Facebook* насчитывает 2,9 млрд активных пользователей по всему миру. За счет этого база данных для обучения алгоритмов у Meta (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) cущественно шире.

Алгоритмы

Есть распространенный миф, что Facebook* подслушивает нас через микрофон. На самом деле это не так. Просто рекламные алгоритмы Facebook* не идут в сравнение с алгоритмами ни одного другого сервиса в мире.

Как устроены алгоритмы «ВКонтакте» и Facebook*:

  • И у VK, и у Facebook* есть собственный пиксель — это специальный код, отслеживающий действия каждого пользователя. С помощью него соцсети анализируют нашу активность и время, проведенное на сайтах, после чего создают карту интересов. Пиксель Facebook* передает данные в Facebook* Ads, чтобы точнее находить целевых пользователей в самой соцсети и в Instagram*, а VK — в рекламный кабинет владельца сайта.
  • Большинство популярных сервисов во всем мире могут быть интегрированы с учетной записью Facebook*. Поэтому у алгоритмов соцсети есть огромная база данных для анализа. Система 24/7 оценивает поведение пользователя на разных площадках, собирая его единый портрет. «ВКонтакте» делает то же самое. Однако сервисы, в которые можно входить через аккаунт «ВКонтакте», в 95% случаев созданы в России, поэтому количество данных для анализа серьезно отличается.
  • Facebook* закупает данные о действиях пользователей у тысяч сервисов. Многие продавцы собирают эти данные самостоятельно для последующей продажи. У Facebook* достаточно денег, чтобы покупать информацию у десятков подобных компаний. Выручка компании только за четвертый квартал 2021 года составила $33,67 млрд. «ВКонтатке» позволить себе закупать базы сравнимых объемов не может: ее выручка за тот же период составила 8,1 млрд руб.