Материал раздела Основной
За две недели марта рост цен составил больше 4%, что наряду с повышением безработицы снижает покупательную способность. У людей больше средств уходит на товары первой необходимости и меньше денег остается на отдых и развлечения. Учитывая, что рестораны также повышают стоимость услуг, люди реже смогут себе позволить поход в ресторан. Поэтому сфера HoReCa однозначно пострадает. После введения санкций многие товары стали слишком дорогими для потребителя — например, техника и автомобили.
Некоторые компании после ограничений становятся вовсе ненужными. Международный туризм стал почти невозможен, а путешествия по России подорожают на 30%, согласно прогнозам туроператоров. Блокировка Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России — РБК Pro) закрыла работу для маркетинговых агентств, которые существовали только на этой площадке. Разумеется, можно адаптироваться под новые условия, но это не всегда просто для бизнеса, поскольку требует определенных вложений.
Компании, которые в 2022 году планировали расширение и заранее обеспечили себя кадрами, могут не потянуть их финансово. Более того, предприниматели боятся потерять уже имеющуюся команду из-за роста затрат и пока неясных перспектив роста доходов. Пока бизнес сокращает другие издержки, которыми может пожертвовать, но есть вероятность, что очередь дойдет до персонала. Например, международные компании, которые попали под санкции, остановили работу, но выплачивают заработную плату сотрудникам. Это огромные убытки, и очевидно, что такие меры они смогут поддерживать недолго.