Материал раздела Основной

Что грозит владельцам прав на «недружественные» бренды в России: кейсы

Суд Кировской области не стал защищать права британского владельца товарного знака «Свинка Пеппа» из-за его «недружественного» происхождения. Ирина Шурмина из CMS Russia комментирует, каковы сегодня шансы иностранных брендов на защиту в российских судах
Фото: Denis Doyle / Getty Images
Фото: Denis Doyle / Getty Images

В последнее время юридическое сообщество обсуждает решение Арбитражного суда Кировской области по делу о товарных знаках «Свинка Пеппа». Речь про дело от 2021 года, однако решение по нему поступило 3 марта 2022 года. Суд не стал его рассматривать и отказал в защите прав компании, зарегистрированной в Великобритании. Обоснование: эта страна ввела санкции против России и вошла в список «недружественных» государств.

Решение суда занимает всего две страницы, но содержащиеся в нем выводы беспрецедентны. Они вызывают вопрос: будут ли теперь в принципе защищаться интересы иностранных компаний в России?

Несмотря на то что это дело касается прав на товарные знаки, подобные выводы судов гипотетически могут быть сделаны в любых спорах с участием иностранной компании из «недружественных» государств. Например, это может быть спор о договоре оказания услуг, поставке, аренде или каких-либо иных правоотношениях.

Злоупотребление — сам факт подачи иска

Дело, о котором идет речь, весьма стандартное для сферы борьбы с контрафактом. В прежних обстоятельствах оно не имело бы шансов получить пристальное внимание общественности. Иностранная компания Entertainment One UK Limited подала исковое заявление против российского ИП о взыскании 40 тыс. руб. за нарушение прав на товарные знаки, поскольку ИП, у которого не было лицензии, продавал мягкие игрушки в виде Свинки Пеппы.