РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Сергей Гребенников

Диктат «цифры»: почему сотрудники отторгают новые технологии

«Чипирование» и «цифровой концлагерь» — эти темы не покидают повестку. Страхи, связанные с цифровизацией, растут. Сотрудники компаний отторгают изменения. Сергей Гребенников (Российская ассоциация электронных коммуникаций) — о том, что делать менеджменту
Фото: Anthony Devlin / Getty Images
Фото: Anthony Devlin / Getty Images

Как выяснили аналитики консалтинговой компании KMDA, руководители считают сопротивление изменениям со стороны сотрудников одним из главных барьеров для цифровой трансформации. Причин такого неприятия множество. Рассмотрим основные из них.

Почему люди не принимают новшества

1. Все мои действия отслеживаются

Картина антиутопического будущего, которую рисует нам сериал «Черное зеркало», становится все более реальной — достаточно вспомнить систему социального рейтинга в Китае. Процесс цифровой трансформации, который и прежде многими воспринимался с опаской, с началом пандемии стал приобретать пугающую репутацию. Не в последнюю очередь благодаря мерам, с помощью которых правительства разных стран пытались сдержать распространение вируса. Цифровые паспорта, социальный мониторинг, QR-коды, приложения по отслеживанию круга контактов — все это заставило человека почувствовать себя максимально беззащитным перед технологической мощью государства. Остро встал вопрос: что должно стать приоритетом в применении технологий — права и свободы человека или общественная безопасность?

Персонализированные приложения брендов, которые, как кажется, знают о нас все, начинают пугать — и в ответ на это Apple и Google ограничивают работу с cookies в своих браузерах и скрывают MAC-адреса устройств от Wi-Fi-радаров.

Сейчас, в условиях неопределенности и тотального стресса, страх за собственную безопасность возрастает, и люди все более ревниво относятся к данным о себе, даже если речь идет о предоставлении их собственному работодателю. Тем более что в теории (и нередко на практике) компании действительно могут пользоваться ими, чтобы следить за сотрудниками и штрафовать за промахи. Вспомним скандал с компанией Xsolla, когда руководство одномоментно уволило 150 сотрудников, поскольку big data и анализ активностей в рабочих сервисах показали их «невовлеченность».

2. Сотрудники не понимают смысла инициатив. «Мне работать надо, а не на кнопки нажимать»