Материал раздела Основной

Другое мнение: как правильно выслушать и использовать себе на пользу

Когда речь идет об общении двух людей, мы подразумеваем, что они обмениваются информацией. Если проанализировать результат, то окажется, что так происходит не всегда. Яна Малинцева (Школа критического мышления) рассказала, что делать с пустыми разговорами
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

В идеальном мире общение будет происходить примерно так: я послушал тебя и усвоил что-то новое. Ты послушал меня и получил свежую информацию, которую также можешь использовать.

Однако на практике часто бывает так, что говорящий полностью сосредоточен на себе. И получается, что максимум пользы, которую он получил, — это удовольствие от процесса. Если это и было вашей целью — прекрасно. А вот если вам, в первую очередь, нужна информация от собеседника…

Как определить цель общения

Начать стоит с того, что нужно определить цель, с которой вы начинаете общение. Вариантов много:

  • убедить в чем-то собеседника,
  • получить от него информацию,
  • просто выговориться.

Если цель — это получить информацию, то стоит разобраться в том, почему это не всегда получается.

Здесь уместно вспомнить цитату Ли Яккоки, экс-главы компании «Крайслер»: «Жаль, что не существует учебного заведения, где учили бы слушать…». Действительно, люди очень любят говорить и совсем не любят слушать.

Объяснить это просто — когда говорим мы, то звучит информация, которая нам знакома и понятна. И именно ее наш мозг и психика воспринимают лучше всего. Они работают по принципу «то, что знакомо, — безопасно». Кроме того, когда нас слушают, уделяют нам внимание — это приятно любому человеку. Эти факторы создают идеальные условия для того, чтобы просто говорить.

Слушание же — это тяжелая работа. Нам нужно сосредоточиться и обрабатывать новую поступающую информацию.

Сложность такой работы увеличивается в разы, если наше мнение отличается от мнения собеседника. Если вы оказались в такой ситуации, то самое комфортное, что можно сделать — это прервать разговор, избежав энергозатратных споров. Нам редко удается кого-то переубедить — скорее всего, даже после сильных аргументов, человек останется при своем мнении.

Но такой разговор стоит рассматривать и как источник новой информации. Ведь мы узнаем что-то новое только тогда, когда слушаем, а не говорим.

Трудный диалог: как вести сложные коммуникации в команде
Интенсивы 3 дня

Как научиться слушать: пять советов

Если вам важно не просто подискутировать, а получить информацию, вот несколько работающих советов.