Как люди воспринимают харизматических лидеров
К лидерам-харизматикам относятся, например, Стив Джобс, Олег Тиньков, Ричард Брэнсон. Можем ли мы взять какие-то приемы на вооружение и развить харизму в себе?
Харизматический лидер всегда привлекает внимание. Отчасти это происходит из-за врожденных качеств — природа наделила этих людей притягательностью. У них высокий эффект присутствия — вы чувствуете нехватку такого сотрудника, когда его нет на совещании.
Исследования показывают, как люди воспринимают харизматичных лидеров. Почему к власти когда-то пришли Бенито Муссолини или Иосиф Сталин? Чем больше решающих действий вы совершаете, тем больше шансов воздействовать на людей. Благодаря этому сотрудники безоговорочно принимают лидера. Они хотят, чтобы рядом был человек, который возьмет всю ответственность за решения на себя. Психологи называют это «психологическим контрактом». Люди выбирают, за кем идти, без подчиненных харизма невозможна.
В харизматическом лидерстве отсутствует критичность, она преодолевается масштабами личности руководителя. Сотрудники готовы идти за человеком, реализовывать задачи, которые он ставит, они разделяют его миссию. БИХАГи (BHAG — Big Hairy Audacious Goal) — большие, дерзкие цели — это тоже основа харизмы. Такие цели кажутся недостижимыми и оттого более привлекательными, сотрудникам хочется проверить и себя, и харизматического лидера.
Что делает человека лидером
Первое — ничто не может заменить сильную потребность во власти, лидерами становятся те, кто выбрали ими быть. Есть люди, которые ни при каких обстоятельствах не могут отдать другому контроль над своей жизнью — это одна из первопричин харизмы.
Второе — важно убедить себя, что сил достаточно. Иногда мы смотрим на лидера и думаем: «Откуда у человека такая уверенность? Какова вероятность того, что ты потерпишь неудачу?» Харизматических лидеров это не беспокоит. Наоборот, сложные ситуации для них — это вызов, источник энергии. Прежде всего харизма — это невероятная вера в себя.
Третье — лидеры должны видеть идеи, уметь найти то, во что будет верить вся команда. Знаменитый харизматик Ричард Брэнсон, например, переодевался в одежду стюардессы, делал макияж и ходил так по салону, чтобы доказать — он такой один. Компания Брэнсона уникальна, ему важно было вызвать какую-то неординарную реакцию и рассмешить клиентов. Юмор — это один из способов проявления высокого уровня интеллекта.