РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Илья Рыжов

Учимся грамотно анализировать бюджет доходов и расходов

В кризис компании спешно урезают затраты. Однако ошибки в этом деле оборачиваются еще большими затратами в будущем. Илья Рыжов (агентство «АКР Консалтинг») рассказывает, как отыскать статьи, которые можно пустить под нож безболезненно для бизнеса
Фото: Joshua Paul / AP
Фото: Joshua Paul / AP

Самая очевидная и неприятная проблема в начале любого кризиса — заморозка платежей от клиентов. Опыт 2008, 2014 и 2020 годов показывает, что компании сталкиваются с этой проблемой часто, но решают ее относительно быстро, если у них есть денежный резерв. Однако у малых и зачастую даже средних компаний такого резерва зачастую нет. Мало кому удается собрать достаточно предоплат, чтобы переждать сложное время и избежать при этом экстренных мер.

Наиболее катастрофичное решение, которое сейчас может принять фаундер, — это массовое увольнение сотрудников и сокращение зарплат. Команда — самое важное средство производства, она и есть бизнес. Вместе с тем фаундер не может по щелчку пальцев поднять стоимость услуг компании. Снижение покупательской способности и нестабильный курс валюты не позволят сделать это без потери клиентов.

Лучший способ поддержать компанию — работать над операционной эффективностью команды и процессов, чтобы при затрате тех же ресурсов получать больше, то есть повысить маржинальность продукта и сохранить доход на прежнем уровне.

Как повысить операционную эффективность

Базовый инструмент для работы над операционной эффективностью — бюджет доходов и расходов (БДР), или таблица, которая представляет собой прогнозный план. Она разбита по месяцам и учитывает абсолютно все производственные и непроизводственные расходы компании.

Обычно такой план составляют на длительный период, а затем детализируют и актуализируют каждый месяц. Здесь шаблон, который вы можете использовать.