Материал раздела Основной
Илья Рыжов
Самая очевидная и неприятная проблема в начале любого кризиса — заморозка платежей от клиентов. Опыт 2008, 2014 и 2020 годов показывает, что компании сталкиваются с этой проблемой часто, но решают ее относительно быстро, если у них есть денежный резерв. Однако у малых и зачастую даже средних компаний такого резерва зачастую нет. Мало кому удается собрать достаточно предоплат, чтобы переждать сложное время и избежать при этом экстренных мер.
Наиболее катастрофичное решение, которое сейчас может принять фаундер, — это массовое увольнение сотрудников и сокращение зарплат. Команда — самое важное средство производства, она и есть бизнес. Вместе с тем фаундер не может по щелчку пальцев поднять стоимость услуг компании. Снижение покупательской способности и нестабильный курс валюты не позволят сделать это без потери клиентов.
Лучший способ поддержать компанию — работать над операционной эффективностью команды и процессов, чтобы при затрате тех же ресурсов получать больше, то есть повысить маржинальность продукта и сохранить доход на прежнем уровне.
Базовый инструмент для работы над операционной эффективностью — бюджет доходов и расходов (БДР), или таблица, которая представляет собой прогнозный план. Она разбита по месяцам и учитывает абсолютно все производственные и непроизводственные расходы компании.
Обычно такой план составляют на длительный период, а затем детализируют и актуализируют каждый месяц. Здесь шаблон, который вы можете использовать.