РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как вести себя топ-менеджменту в условиях полной неопределенности

Бизнес в РФ оказался в ситуации высокой неопределенности. Изменения происходят молниеносно, предыдущий опыт не помогает. Чтобы спасти компанию, нужно действовать по-новому. Что требуется от лидера в такой ситуации, поясняет Наталия Васина (Amrop)
Фото: Joe Raedle / Getty Images
Фото: Joe Raedle / Getty Images

Ситуации, подобной нынешней, в бизнесе в России еще не было. Через некоторое время, когда появится некоторая ясность, она отчасти стабилизируется, но полного возврата в прежнюю жизнь в ближайшее время ожидать не приходится. Поэтому включаться надо уже сейчас. От лидеров потребуется максимум воли, выдержки и умения строить истинные стратегии. В такой ситуации списанные в запас «старички» из 1990-х могут оказаться невероятно полезными бизнесу: именно они умеют объединять многогранный опыт и создавать альтернативные стратегии.

Что станет основой будущего бизнеса? Что поможет пройти через неопределенное время с минимальными потерями? Как действовать сейчас? Вот три главные точки опоры.

1. «Устойчивый» лидер

В ситуациях максимальной неопределенности от лидера ждут не только профессиональной экспертизы, но и личного мужества. Это актуально и для малого бизнеса, и для больших корпораций. Главное сейчас — обеспечить компании устойчивость в стремительно меняющемся, неустойчивом мире.

Быть устойчивым лидером — значит, принимать быстрые и взвешенные решения, даже если внешний и внутренний контекст меняются слишком быстро. Для этого нужно уметь анализировать текущую ситуацию в режиме онлайн, сохраняя при этом ресурсное состояние, мгновенно адаптируясь к изменениям. Иногда решения могут быть очень сложными, но лидеру необходимо уметь убеждать команду в необходимости тех или иных решений, а главное — вовлекать сотрудников в поиск эффективных действий.