Материал раздела Основной

Миссия выполнима: что вдохновит сотрудников на работу в кризис

Кризис как ничто другое может послужить поводом к пересмотру системы мотивации на предприятии. Сегодня команды сплотит и направит в рабочее русло только упор на ценности и миссию. Если у персонала есть понимание, ради чего, ответ «как» придет следом
Фото: Кинопоиск
Фото: Кинопоиск

Из книги Ицхака Калдерона Адизеса «Управление в условиях кризиса. Как выжить и стать сильнее», издательство «Альпина Паблишер»

Когда миссия и стратегия ясны, ответственность распределена, а полномочия структурированы должным образом, организации в кризис нужно перестроить систему, которая подкрепляет желательное поведение.

Существует два типа подкрепления:

  1. внешнее,
  2. внутреннее.

При внешнем подкреплении выполнение работы само по себе не обеспечивает какого-то особого вознаграждения. Ценность вознаграждения зависит от внешнего подтверждения.

Внешнее вознаграждение бывает двух типов: материальное (деньги) и нематериальное.

Материальное вознаграждение: сама работа не приносит удовлетворения, а ощущение ценности своего труда измеряется тем, сколько денег вам платят и что можно купить на эти деньги. Если бы вы не работали, но продолжали получать зарплату, имеющую объективную ценность, вы ощущали бы не меньшее удовлетворение.

Однако, если в вашей стране бушует инфляция, как было до войны в Германии или в Сербии, и вы едва можете купить чашку кофе, зарплата бесполезна в качестве подкрепления желательного поведения.

Нематериальное вознаграждение, как и материальное, не связано с успешным выполнением задачи. Его воспринимаемая ценность определяется внешним признанием, но в данном случае речь идет не о деньгах, а о статусе, к примеру, должности вице-президента. Вы можете заниматься бессмысленной, скучной, монотонной, бессодержательной работой, которая по той или иной причине сопутствует высокой должности. Вознаграждением становится не сама работа — ваше поведение подкрепляется впечатлением, которое производит на людей ваш высокий пост.