Материал раздела Основной
Из книги Ицхака Калдерона Адизеса «Управление в условиях кризиса. Как выжить и стать сильнее», издательство «Альпина Паблишер»
Когда миссия и стратегия ясны, ответственность распределена, а полномочия структурированы должным образом, организации в кризис нужно перестроить систему, которая подкрепляет желательное поведение.
Существует два типа подкрепления:
При внешнем подкреплении выполнение работы само по себе не обеспечивает какого-то особого вознаграждения. Ценность вознаграждения зависит от внешнего подтверждения.
Внешнее вознаграждение бывает двух типов: материальное (деньги) и нематериальное.
Материальное вознаграждение: сама работа не приносит удовлетворения, а ощущение ценности своего труда измеряется тем, сколько денег вам платят и что можно купить на эти деньги. Если бы вы не работали, но продолжали получать зарплату, имеющую объективную ценность, вы ощущали бы не меньшее удовлетворение.
Однако, если в вашей стране бушует инфляция, как было до войны в Германии или в Сербии, и вы едва можете купить чашку кофе, зарплата бесполезна в качестве подкрепления желательного поведения.
Нематериальное вознаграждение, как и материальное, не связано с успешным выполнением задачи. Его воспринимаемая ценность определяется внешним признанием, но в данном случае речь идет не о деньгах, а о статусе, к примеру, должности вице-президента. Вы можете заниматься бессмысленной, скучной, монотонной, бессодержательной работой, которая по той или иной причине сопутствует высокой должности. Вознаграждением становится не сама работа — ваше поведение подкрепляется впечатлением, которое производит на людей ваш высокий пост.