РБК Pro —
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Антикризисные меры для бизнеса: что делать собственнику прямо сейчас

Прямо сейчас разгорается новый кризис. В ближайшее время положение многих компаний ухудшится. Что собственнику делать с расходами, доходами и клиентами, чтобы свести потери к минимуму, рассказывает Александр Афанасьев, сооснователь «Нескучных финансов»
Фото: Feng Li / Getty Images
Фото: Feng Li / Getty Images

На разных компаниях происходящее может отразиться по-разному, поэтому все рекомендации стоит применять с умом: оценивать конкретно ваш бизнес и контекст, а потом уже решать, что из списка вам стоит сделать, а что нет.

1. Активируйте фонды

Фонды — это такие копилки на разные цели, в которые компании откладывают определенный процент прибыли в хорошие времена. Сейчас пришло время эти фонды потрошить:

  • резервный фонд используйте в случае падения доходов;
  • фонд развития — для усиления маркетинга и реализации новых возможностей.

Например, у нас есть резервный фонд, и хотя мы еще не поняли, как кризис скажется на наших доходах, уже знаем, что в случае их падения сможем платить зарплаты два–четыре месяца. Это успокаивает.

Фонд развития у нас тоже есть, и он позволил увеличить маркетинговые расходы на 20% — это важно, потому что стоимость привлечения клиента уже выросла.

Те компании, что извлекли урок из пандемии и откладывали деньги в фонды, перенесут этот кризис проще. Тем, у кого фондов нет, советуем завести их прямо сейчас, а не ждать еще одного урока.

2. Грамотно оптимизируйте расходы

Избавьтесь от 10–20% расходов, без которых компания сможет прожить. Но при оптимизации руководствуйтесь тремя принципами: