РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Кругом одни клоны: как заработать на копировании чужого бизнеса

Копирование успешных продуктов — частое явление в бизнесе. Зачем тратить силы на создание чего-то нового, если можно скопировать и вставить в рынок удачную модель. Андрей Евстифеев (ГК «ЕЮС») — о том, как безнаказанно скопировать чужой бизнес

Копирование успешных стартапов называют copycat. Это явление не ново для рынка, где все друг у друга что-то заимствуют. Несмотря на то, что смысл стартапа — это создание успешного продукта, которого до этого ранее не было, некоторые предприниматели предпочитают выпускать копипаст-проекты, измененные под локальные запросы.

Клоны успеха

Стартапы повторяют успешное, чтобы стать еще успешнее. Вот лишь несколько примеров удачных заимствований:

  • Alando.de. Пьер Омидьяр создал eBay в 1995 году. Идея выстрелила, eBay стал самым крупным интернет-аукционом в мире. В 2013 году его чистая прибыль по US GAAP составила $2,8 млрд. Но не все захотели с этим мириться. Спустя четыре года после основания eBay интернет-компания Rocket Internet, специализирующаяся на стартапах, создала Alando.de — аналог площадки на рынке Германии. В итоге eBay решил проблему, купив бизнес-клон за €50 млн.
  • MyCityDeal. Американский предприниматель Эндрю Мейсон в 2008 году создал сервис коллективных скидок Groupon. Идея была такой — продавцы товаров и услуг делают крупные скидки по купонам. Так покупатели могут попробовать продукт и уже потом купить его за полную стоимость. Идея понравилась аудитории — чистая прибыль компании в третьем квартале 2014 года составила $67 млн, выручка за весь год — $3,2 млрд. Спустя два года интернет-компания Rocket Internet выпустила проект по образу и подобию — MyCityDeal. Всего за время работы «фабрика стартапов» Rocket Internet вывела на рынки разных стран десятки проектов, заработав на этом около $2,5 млрд.
  • CarPrice. Это сервис по продаже подержанных автомобилей, который в 2014 году создали в России бизнесмены Оскар Хартманн и Эдуард Гуринович. CarPrice — клон сервиса SellAnyCar, которой помогает продавать машины в Турции и ОАЭ. Проект отлично стартовал — вкупе получил $2 млн на развитие от фонда Fastline Ventures и других инвесторов. В 2018 году эксперты рейтинга «Tech Tour Growth 50» включили CarPrice в группу самых перспективных европейских компаний по росту масштабов бизнеса. Сервис продолжает свою работу и останавливаться не планирует.

Вдохновение по правилам