«Красная» и «желтая» стратегии: какая из них подойдет вашей компании
РБК Pro публикует отрывок из книги Святослава Бирюлина «Красная и желтая стратегии. Все, что нужно знать о бизнес-стратегии». В ней автор излагает методику, позволяющую топ-менеджерам и руководителям найти ответ на важные вопросы для развития компании.
Господин Журден, персонаж комедии Мольера, изумился, узнав, что всю жизнь говорил прозой. Так и у многих успешных предпринимателей (и тот не исключение) есть четкая стратегия, но они об этом даже не догадываются.
Как так получается? Да просто они думают, что стратегия — это презентация на 200 слайдов. Вот ее у них действительно нет, но это ничего не значит.
Инструмент «стратегия» относительно универсален. Лежащие в его основе принципы в целом справедливы для любого рынка. Стратегия как договоренность о приоритетах нужна любой компании. Но между стратегией металлургического комбината и стратегией ИТ-стартапа все-таки есть разница.
Выбор подхода к стратегии зависит как минимум от двух факторов:
— продолжительности жизненного цикла основного продукта;
— наличия планов по диверсификации бизнеса.
«Красная» стратегия: когда компания идет к цели заданным путем
Возьмем, к примеру, металлургический комбинат. Жизненный цикл продукта — от идеи и выхода на рынок до ухода его с рынка — в отрасли длинен. Швеллеры и листовой металл пользовались спросом 50 лет назад и, вероятно, будут пользоваться и еще через 50. Технология производства эволюционирует, но поступательно, без квантовых скачков. «Уберизация» и интернет-коммерция добрались и до этого рынка, но революции не сделали. Если компания не планирует диверсифицировать бизнес и полагает, что и завтра будет только выплавлять металл, классические методы планирования, с расчетом NPV и IRR, диаграммами Ганта, бизнес-планами и KPI, связанными с эффективностью, ей вполне пригодятся.
Я называю такую стратегию «красной», так как в ней мы строим более жесткие планы и ожидаем их точного, в разумных рамках, выполнения. Второе название такой стратегии — стратегия развития продукта. Под этим я подразумеваю, что организация планирует в будущем выпускать приблизительно тот же продукт и на системной основе его совершенствует.