РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как определить платежеспособность бизнеса. Разбираем на примере

Если компания неликвидна, значит, неспособна погасить обязательства за счет имеющегося имущества. Такой компании сложнее получить кредит, а значит, развиваться. Эксперты онлайн-сервиса финансового учета «ПланФакт» рассказывают, как повысить ликвидность
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Ликвидность — это способность актива быстро превращаться в деньги без потери стоимости. Чем проще продать имущество, тем оно ликвиднее.

Ликвидность денег считается абсолютной. Но если речь идет о валюте, то ее ликвидность разная. Доллары и евро почти везде можно обменять на национальную валюту, а панамские бальбоа вряд ли будут востребованы в российской глубинке.

Такая же ситуация с недвижимостью. Продать по рыночной цене квартиру в хорошем районе легче, чем дом в деревне без электричества и коммуникаций.

Компания обладает активами с разной скоростью реализации. Активы компании могут быть оборотными и внеоборотными.

Оборотные средства — это активы, которые используются в течение короткого срока, до 12 месяцев, и меняют свою форму в течение производственного цикла. Они включают:

  • деньги на счетах, вкладах и в кассе;
  • дебиторскую задолженность — то, что компании должны клиенты;
  • сырье, материалы;
  • займы, выданные на срок до года.

Внеоборотные средства — используются больше года, сохраняют форму в течение производственного цикла и переносят стоимость на готовую продукцию постепенно, с помощью амортизации. К ним относятся:

  • недвижимость;
  • транспорт;
  • оборудование;
  • нематериальные активы, то есть активы, не имеющие физической формы, например сайт, патенты, программное обеспечение.

Оборотные средства легче продать, они обладают большей ликвидностью, чем внеоборотные.

Существуют и неликвидные, труднореализуемые активы: испорченные запасы или запасы с истекшим сроком хранения, готовая продукция, потерявшая актуальность, просроченная дебиторская задолженность. Все это замороженные деньги, которые превращаются в убытки. Поэтому компании важно постоянно контролировать, ликвидны ли ее активы.

Почему компании важно быть ликвидной

Понятие ликвидности компании говорит о способности бизнеса погасить обязательства перед кредиторами и контрагентами, используя свое имущество. Ликвидность компании — это ее платежеспособность и финансовая устойчивость.

Платежеспособность — достаточность возможностей для покрытия обязательств, ее оценивают по балансу.

Ликвидной компании одобрят кредит, отгрузят товар с постоплатой, она более привлекательна для агентов. Если же у компании низколиквидное имущество и нет денег, кредиторы понимают, что есть риск потерять свои средства.

Оцениваем ликвидность по балансу