РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Что мы игнорируем в обучении и самообучении — 6 моментов

В попытке решить задачу обучения «в лоб» мы предаемся зубрежке или заменяем подлинное обучение простым информированием. Понятно, что эффекта от этого мало. Какие еще ошибки мы совершаем и как их не допустить, разбирается Ольга Базылева (BITOBE)
Фото: Steven Senne / AP
Фото: Steven Senne / AP

Может ли научение произойти «само собой»

Многие привыкли думать, что человек вполне способен обучаться сам по себе — просто в силу тех способностей, которыми наградила его эволюция. Однако так ли уж много нам дано «от природы» в этой области? Ведь заучивание и воспроизведение по образцу — это еще далеко не все.

Как писал Ян Амос Коменский, основоположник педагогики и дидактики, человек должен «развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их». Поэтому простота этого навыка обманчива, и автор подкрепляет этот тезис многочисленными исследованиями, показывающими, какие глубинные механизмы способствуют обучению, а какие — превращают его в мучительный и контрпродуктивный процесс.

Старший научный сотрудник Центра американского прогресса Ульрих Бозер в своей книге «Как научить учиться?» выделяет шесть фокусов в обучении и самообучении, которые часто игнорируются в попытке решить задачу «в лоб». Например, когда люди предаются зубрежке или заменяют подлинное обучение простым информированием.

Научение — это процесс, распределенный во времени, и работа, требующая определенных усилий, что связано с биологически обусловленными механизмами познания и запоминания (подробнее о нейропластичности и долговременной потенциации можно прочесть в книге «Биология добра и зла» нейроэндокринолога Р. Сапольски).

6 фокусов в обучении по Бозеру

1. Ценность

Стремление к смыслу и поисковое поведение — отличительная особенность человека как вида. Открывая новое и оригинальное знание, взаимосвязи, человек получает дофамин. Это одновременно источник развития и проклятие. Правильно понимая и используя эту эволюционно обусловленную особенность, методист или тренер получает инструмент управления вовлеченностью обучающихся.

Бозер напоминает, что недостаточно сказать человеку «это важно», когда мы хотим, чтобы он чему-либо научился. Более того, подобных формулировок стоит избегать, поскольку в нас с детства натренирована способность «выключать» мозг при этих словах. Вспомните родителей, которые приводили в пример бесконечное количество «важных вещей» — хорошо учиться, думать о будущем, поступить в институт, есть овощи и многое другое. Увы, но мозг эволюционно приучен выбирать сиюминутное удовольствие и быстрый эффект, а не абстрактные долгосрочные результаты. Поэтому надо помочь обучающемуся самостоятельно встретиться с истинной ценностью изучаемого материала. Этому способствует актуализация, которую иногда называют проблематизацией. Это поиск связи с тем, что человек уже знает, с чем у него есть опыт взаимодействия. Например, в начале тренинга по деловым переговорам можно предложить участникам вспомнить бытовые ситуации, когда им приходится вести переговоры, и показать, как новое знание помогло бы им стать более успешными.

Другой способ — дать возможность человеку самому задуматься о ценности с помощью вопросов вроде «Понимаю ли я, почему это важно именно для меня?». Нельзя пропускать этот шаг ни при каких обстоятельствах и не следует относиться к нему формально. Качественный поиск глубокой личной мотивации — залог устойчивой вовлеченности обучения и высокой доходимости участников в программах обучения и развития.