РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Лидерство: как делать правильно. Команда

Анастасия Цымбал, директор по развитию и ведущий преподаватель бизнес-школы АМИ, рассказывает об основах эффективной работы в команде и базовых методах ее формирования

Почему термин «команда» дискредитирован

Мы склонны считать, что любое взаимодействие в коллективе — это командная работа. Формально все ее признаки существуют: есть общие цель и ритуалы, взаимная поддержка. Почему тогда результат не всегда такой, каким мы хотели бы его видеть?

Руководители, достигая определенной управленческой зрелости, понимают, что не могут работать в одиночку. Ни один человек не может сочетать в себе все качества, которые необходимы для эффективной работы бизнеса. Тогда руководитель решает собрать вокруг себя организованную группу людей. Часто он не уделяет внимание важным процессам управления временем, комплементарностью и коммуникацией. В результате все участники коллектива устают, начинают испытывать раздражение от совместной деятельности, их мотивация исчезает.

Что такое команда и когда она нужна

Представьте себе компанию, в которой есть четко регламентированные стандарты и процессы. Нужна ли ей команда? Очевидно, что нет. Если ваша деятельность связана с решением простых задач или у каждого специалиста свой узкий круг компетенций, то тратить время на организацию команды не стоит.

Команда нужна, когда появляется сверхцель, творческая или креативная задача. Когда нужен консенсус, а в решениях есть неопределенность и множественность вариантов — пора создавать команду. Только грамотно сформированная команда способна достичь синергии.

Эффект синергии — это добавленная интеллектуальная ценность, которая проявляется только в работе команды, то есть при объединении сотрудников, которые могут самоорганизовываться, имеют общие ценностные ориентиры и работают по установленным правилам.