Материал раздела Основной

Просто Spam: как легендарные консервы из США стали именем нарицательным

Консервированная свинина Spam стала главным блюдом Второй мировой и культовым продуктом на Гавайях, а затем дала имя самому ненавистному интернет-феномену. Как бренд преодолел репутационный кризис и сумел остаться актуальным — в материале РБК Pro
Фото: Phil Mislinski / Getty Images
Фото: Phil Mislinski / Getty Images

Каждый год в США проходит Большой американский чемпионат Spam — конкурс рецептов, организованный владельцем бренда консервированной свинины Spam компанией Hormel Foods. В 2019 году победила жительница городка Уакон, штат Миннесота, Эприл Вайнрайх. Ее французский тост с сыром, беконом и, разумеется, Spam обошел рецепты финалистов из других 25 штатов. Вайнрайх выиграла поездку в столицу Гавайев Гонолулу на ежегодный фестиваль Spam Jam. Это масштабный праздник, посвященный опять же консервам Spam, которые являются обязательной составляющей многих блюд гавайской кухни и одним из любимых продуктов жителей островов.

Последние два года конкурс не проводился из-за пандемии. Впрочем, бренд, которому в июле 2022 года исполнится 85 лет и который обрел за это время статус легенды, от нее ничуть не пострадал. Напротив, в месяцы первого локдауна американцы начали в срочном порядке запасаться банками Spam: в период с марта по июнь 2020 года продажи продуктов бренда взлетели на 70%. В 2021 году Hormel Foods также отчиталась о рекордных продажах Spam. Однако это лишь очередное доказательство, что продукт способен успешно пережить любую катастрофу, как историческую, так и репутационную.

«Мясо особого назначения»

История Spam берет начало в далеком 1891 году, когда чикагский мясник Джордж Хормел переехал в Остин, штат Миннесота, и открыл собственную скотобойню и небольшое предприятие, занимавшееся переработкой мяса. В 1901 году была зарегистрирована компания George A. Hormel & Co., которая позднее сменила название на Hormel Foods Corporation. Фирма росла, расширялся ассортимент: в 1926 году предприятие Хормела впервые в США начало делать консервированную ветчину, еще через два года появились куриные консервы. В тяжелом 1929 году, когда началась Великая депрессия, Джордж Хормел уступил пост главы компании своему сыну Джею.