Материал раздела Основной

Мотивированное мнение налоговой: защитит ли оно от доначислений и штрафов

В законе невозможно предусмотреть все ситуации, в которых налогоплательщик четко бы понимал, как ему действовать. Не допустить ошибок помогает мнение регулятора. Как это работает в рамках налогового мониторинга, поясняет Антон Никифоров («Контур.Экстерн»)
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчетности.

Вопросы о корректности налогообложения конкретной хозяйственной операции появлялись и будут появляться всегда. При возникновении сомнений разумно получить ответ государственных уполномоченных органов. Тем самым минимизировать или даже исключить возможные риски доначислений недоимки, пени и штрафа за погрешности в расчете суммы налога.

С запросом, как правило, обращаются в Министерство финансов России или в налоговый орган. У компаний, которые перешли на налоговый мониторинг, есть особый инструмент коммуникации с налоговым органом — получение мотивированного мнения.

Как компании перейти на налоговый мониторинг по новым правилам
Финансы и бухгалтерия Инструкции СберРешения

Дает ли это какие-либо «налоговые конкурентные преимущества» участникам налогового мониторинга? Куда правильнее направить запрос, чтобы обрести спокойствие и уверенность в завтрашнем дне? Что нужно в этом запросе обязательно указать, чтобы он был действительно полезен для налогоплательщика? Чтобы ответить на эти вопросы, для начала разберемся, какой государственный орган уполномочен давать разъяснения по конкретной ситуации. Дело в том, что положительный ответ от ведомства, чиновники которого не могли в силу закона что-то советовать, никакой гарантии защиты от будущих претензий не дает.

Компетенция Министерства финансов

Министерство финансов России разъясняет нормы налогового законодательства, это предусмотрено Налоговым кодексом (далее — Кодекс). Минфин не дает консультаций по способам отражения конкретных хозяйственных операций в налоговом учете. Получается, что вопрос, который вытекает из определенной ситуации, должен быть сведен к тому, как понимать норму закона.

По мнению Министерства финансов, разъяснения, адресованные ведомством налогоплательщику, необязательны для налоговых органов (в отличие от писем, направленных непосредственно в адрес налоговой службы. — См. письмо департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24.07.2019 № 03-02-08/55114). Это означает, что в ходе налоговой проверки инспектор может прийти к совершенно другому выводу, истолковать законодательство иначе. Ответ Минфина не препятствует доначислению недоимки. Однако, как прямо указано в НК РФ, полученный адресный ответ защитит от начисления пени и штрафа (ст. 75 и 111 НК РФ). Правда, есть исключение: адресное разъяснение не защитит от санкций, если налогоплательщик представит неполную или недостоверную информацию.

Признаем, это не самая удачная формулировка Кодекса. Ведь если запрос касается разъяснения закона, то фактическая ситуация приводится, чтобы определить, какую норму применить. Если сообщены другие факты или ситуация описана не полностью, то ответ регулятора уже не будет актуален и, скорее всего, будут применяться иные нормы права.