Какие пять слабостей Ларри Эллисона не раз угрожали разрушить Oracle
РБК Pro публикует отрывок из книги Манфред Кетс де Врис и Рэндел Карлок «Психология семейного бизнеса: от диагностики к решению проблем». Книга выходит в издательстве «Олимп-Бизнес». Она посвящена вопросам психологии и организации семейного бизнеса. В книге приведены кейсы обанкротившихся и процветающих компаний, которые иллюстрируют психологию отношений в создавших их семьях.
На третьем десятке лет своего существования Oracle сделалась почти такой же вездесущей, как Microsoft, в плане влияния на повседневную жизнь рядовых граждан. Oracle среди прочего выпускает программное обеспечение для бухгалтерии, управления товарно-материальными запасами, банкоматов и кассовых терминалов. И все же колоссальное технологическое влияние Oracle отчасти тускнеет на фоне экстравагантного поведения главы компании Ларри Эллисона.
Одержимость великолепием и потребность все контролировать
Многих предпринимателей-основателей, судя по всему, побуждает к действию одержимость великолепием замыслов, которые их преследуют и в итоге склоняют к выбору соответствующего рода деятельности. Ларри Эллисон был прирожденным программистом, написание компьютерных программ было одной из немногих вещей, которые ему хорошо давались в молодости.
И многие другие основоположники собственных бизнесов, подобно Эллисону, поначалу предстают в образе людей, в той или иной мере плохо приспособленных. Они нуждаются в создании вокруг себя контролируемой ими самими среды в значительно большей мере, нежели многие другие люди. Им бывает затруднительно работать в организации, где нужно отчитываться перед вышестоящими, поскольку подчиненное положение им претит, не говоря уже о том, чтобы пресмыкаться перед начальством. Многих из предпринимателей весьма беспокоит угроза подчинения внешнему влиянию или посягательств на их свободу воли. Когда люди подобного склада внезапно оказываются на позиции подчиненных, борьба за власть становится неизбежной.
Верно и обратное: будучи одержимыми своими великолепными замыслами, основатели предприятий могут проявлять нетерпимость к подчиненным, имеющим собственное мнение. В организационной среде это желание все контролировать порой приводит к крайностям в поведении: предприниматель-основоположник может, к примеру, потребовать, чтобы ему докладывали в мельчайших подробностях обо всех текущих операциях. С другой стороны, основатель способен сознательно или неосознанно пропускать мимо ушей важнейшую информацию и советы, исходящие от подчиненных, просто из страха, что услышанное помешает ему достичь поставленных целей.
По многим причинам, первейшей из которых, вероятно, была потребность отличаться от приемного отца, которого сам Эллисон описывал как питающего автоматическое и безотчетное почтение к авторитетам и правилам, Ларри и взял на себя раз и навсегда роль «оракула Oracle», единственного провидца, знающего, как вывести компанию в лидеры продаж и завоевать рынок. Тем не менее, то ли по неопытности (как он сам утверждает), то ли по небрежению фактами (как полагают некоторые из его бывших коллег) он взрастил в компании такую корпоративную культуру, что в 1990 году Oracle при всеобщем попустительстве едва не потерпела сокрушительный крах. Однако к 1999 году Эллисон, по мнению многих, полностью преобразился как лидер: