Глава сервиса Klarna: мы как Tesla, только для банковской сферы
Об амбициях
В отличие от большинства предпринимателей Себастьян Симятковский мечтал открыть свое дело с детства. «Я прочитал книгу Ричарда Брэнсона, когда мне было 13 лет. Мне показалось, что это невероятно интересно. Потом [книгу] основателя IKEA Ингвара Кампрада», — вспоминает он. Симятковский связывает столь ранний интерес к бизнесу с историей своей семьи. Его родители эмигрировали в Швецию из Польши, но в новой стране им пришлось нелегко: из-за языкового барьера отцу Себастьяна пришлось оставить научную карьеру и устроиться работать таксистом, семья жила бедно. Себастьян видел, что родители не смогли реализовать свой потенциал, а его сверстники жили в совершенно иных экономических условиях. Предпринимательство казалось ему единственным шансом добиться успеха и не повторить судьбу отца. «Когда ты растешь в таких условиях, ты понимаешь, что неоткуда ждать помощи, что ты ни от кого ничего не получишь», — рассказывает Симятковский.
Идея для бизнеса появилась у него в студенческие годы. В 2003 году Симятковский подрабатывал в call-центре факторинговой компании и много общался с представителями интернет-магазинов. Он обратил внимание на огромное недоверие между покупателями и продавцами в только формировавшейся сфере e-commerce: первые боялись платить за товар, который даже не видели вживую, вторые — отправлять его без предоплаты. Симятковский решил создать платформу, которая позволит отложить момент оплаты покупки, при этом продавец будет получать деньги сразу от сервиса-посредника, заплатив ему комиссию, позднее эта модель получила название «купи сейчас, плати потом» (англ. buy now, pay later, BNPL). Два года спустя он вместе с двумя друзьями основал компанию, позднее получившую название Klarna.