Материал раздела Основной
В 2021 году бизнес столкнулся с новым витком логистических проблем, связанных с тем, как развивалась пандемия. Один из самых заметных и критически значимых эффектов — дефицит контейнеров: производства в Китае продолжали работать, товары отправлялись в Европу и в Америку, однако обратно контейнеры не возвращались, потому что не было той продукции, которую можно было бы в них доставить. Это привело к тому, что контейнеры скопились там, где в них не было большой потребности. Потом они все-таки вернулись в Китай. Но система поставок уже находилась в состоянии коллапса.
Нехватка контейнеров повлекла за собой скопление товаров в хабах, которое, в свою очередь, вылилось в нехватку платформ, мест на судах. Кстати, часть судов во время пандемии также встала на якорь, что дополнительно усложнило логистику.
Важно еще понимать, что в Китае предпринимались очень жесткие меры для предотвращения случаев распространения коронавируса: если в порту заболевал один грузчик, то закрывали весь порт. А их в Китае не так много.
В результате стоимость доставки одного контейнера выросла почти в три раза (раньше она стоила $3,5 тыс., а теперь — $9,5 тыс.), при этом сроки доставки увеличились более чем вдвое — с 42 до 88 дней.
Авиаперевозки из-за снижения плотности пассажирских перелетов также очень подорожали. Альтернативная доставка самолетом обойдется уже не в $9,5 тыс., как раньше, а в $47 тыс., что делает этот путь мало приемлемым для бизнеса.
Альтернативные каналы для перевозок оказываются неспособны справиться с таким потоком товаров. Поэтому грузы, перенаправленные из закрытых портов, практически неизбежно застревают в цепи поставок.