Материал раздела Основной

«Деньги потом»: как надо управлять дебиторской задолженностью

Работа по предоплате может привести к разорению компании. Но только если вы не знаете, как контролировать дебиторскую задолженность своих контрагентов. Что делать, чтобы она не стала критической, — рассказывает Елена Завьялова, коммерческий директор EOS

Дебиторской задолженностью (ДЗ) называются долги, которые возникают у других компаний, клиентов или государства перед предприятием. Сама по себе дебиторская задолженность — абсолютно нормальное явление, но только до тех пор, пока из рабочей она не превращается в просроченную.

Если не принимать эффективных мер по возврату просроченной ДЗ, она может перерасти в безнадежный долг и стать угрозой для финансового состояния компании. Разберемся в причинах появления просроченной ДЗ и методах борьбы с проблемными долгами и управления рисками.

Как появляется проблемная дебиторская задолженность

Сама по себе ДЗ проистекает из повседневной экономической деятельности компании. Товар поставляется на рынок и часть покупателей (контрагентов) могут оплачивать полученный товар (услугу) с отсрочкой платежа. Срок отсрочки, как правило, устанавливается для каждого контрагента индивидуально и, если оплата поступает вовремя, ДЗ не является проблемной и не вызывает опасений.

А вот один из самых простых сценариев возникновения проблемной ДЗ выглядит так: ваше предприятие выполнило свои обязательства (перечислило авансовый платеж за товар), в то время как контрагент — нет (не поставил товар согласно договору).

В результате у вашей компании появляется проблемная дебиторская задолженность, а у контрагента — кредиторская. Принято считать, что дата исполнения обязательств субъектом бизнеса перед контрагентом является моментом возникновения дебиторской задолженности. Именно с нее начинается отсчет срока ответного обязательства.