«Деньги потом»: как надо управлять дебиторской задолженностью
Дебиторской задолженностью (ДЗ) называются долги, которые возникают у других компаний, клиентов или государства перед предприятием. Сама по себе дебиторская задолженность — абсолютно нормальное явление, но только до тех пор, пока из рабочей она не превращается в просроченную.
Если не принимать эффективных мер по возврату просроченной ДЗ, она может перерасти в безнадежный долг и стать угрозой для финансового состояния компании. Разберемся в причинах появления просроченной ДЗ и методах борьбы с проблемными долгами и управления рисками.
Как появляется проблемная дебиторская задолженность
Сама по себе ДЗ проистекает из повседневной экономической деятельности компании. Товар поставляется на рынок и часть покупателей (контрагентов) могут оплачивать полученный товар (услугу) с отсрочкой платежа. Срок отсрочки, как правило, устанавливается для каждого контрагента индивидуально и, если оплата поступает вовремя, ДЗ не является проблемной и не вызывает опасений.
А вот один из самых простых сценариев возникновения проблемной ДЗ выглядит так: ваше предприятие выполнило свои обязательства (перечислило авансовый платеж за товар), в то время как контрагент — нет (не поставил товар согласно договору).
В результате у вашей компании появляется проблемная дебиторская задолженность, а у контрагента — кредиторская. Принято считать, что дата исполнения обязательств субъектом бизнеса перед контрагентом является моментом возникновения дебиторской задолженности. Именно с нее начинается отсчет срока ответного обязательства.