Цель для руководителя и сотрудника одной компании — разные понятия. Но ставить их нужно всем. Как сочетать целеполагание для разных уровней предприятия, чтобы в итоге оно работало на повышение прибыли? Рассказывает Эдуард Шмидт (Shmidt Consulting)
Прежде чем перейти к постановке стратегических целей на этот год, разберемся: любому ли бизнесу это нужно? Нет.
Есть 4 принципа управления организациями.
- Уровень ручного управления. Когда компания только начинает свою деятельность, у нее нет регламентов, но есть большое количество экспериментов: новые ситуации происходят с ней каждый день. Стандартных, отработанных процедур еще нет, очень большое количество взаимодействия происходит один на один с разными сотрудниками — руководитель управляет в ручном режиме.
- Уровень MBI, management by instruction — управление через инструкции. Когда компания уже выделила ситуации, которые повторяются с определенной периодичностью, и к ним написаны инструкции.
- Уровень МВО, management by objectives — управление через цели. На этом уровне топ-менеджмент компании ставит цели «сверху вниз». То есть акционеры обозначают цели, исходя из нормы рентабельности, которую хотят получить. Определяется, сколько процентов на инвестированный капитал бизнес должен принести. Дальше считаются все расходы, которые бизнес понесет, и так определяется выручка, которую бизнес должен сгенерировать, чтобы обеспечить заданную норму рентабельности.
- Уровень MBV, management by values — управление через ценности. Часто появляется у компаний, которые вышли на IPO. С этого момента главная цель в том, что стоимость компании должна увеличиваться (ее акции должны дорожать), и поэтому все корпоративное управление начинает выстраиваться вокруг этого.