РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Максим Овчаренко

Выгорание заразно: как не дать уставшему сотруднику развалить коллектив

Жизнь любого сотрудника в компании неизменно проходит через два этапа — рост и падение вовлеченности. Как подловить момент, когда вовлеченность сотрудника сходит на нет, рассказывает Максим Овчаренко, бизнес-тренер по развитию команд топ-менеджеров
Фото: Sofia Sideridou / Unsplash
Фото: Sofia Sideridou / Unsplash

Есть такое выражение «конфетно-букетный период с работой длится три месяца». Это значит, что сотрудник, только пришедший на работу в новую компанию, в первые три месяца, как правило, склонен демонстрировать высокую вовлеченность, он мотивирован. В данном случае его мотивацией может быть желание удержаться в новой должности, показать себя, завоевать доверие команды и руководства, пройти испытательный срок.

По прошествии трех месяцев (в среднем именно столько длится испытательный срок) сотрудник может расслабиться и посчитать, что дело сделано. Конечно, это не значит, что нужно смотреть только на сотрудников, отработавших в компании три месяца. У некоторых период высокой вовлеченности может длиться и шесть лет — все индивидуально и зависит от характера работы, общей атмосферы в коллективе, особенностей сотрудника.

Но, что важно — период высокой вовлеченности всегда сменяется падением мотивации и желания заниматься текущей деятельностью. Это совершенно нормально. Главное для руководителя не упустить этот момент.

Как выявить заскучавшего сотрудника

Обратите внимание, что я использую слова «выгоревший», «не вовлеченный» и «демотивированный» по отношению к сотруднику как синонимы. Я делаю это намеренно, потому что выгорание в любом случае ведет к демотивации.

Стадий демотивации и выгорания несколько. Сотрудник может проходить через них, демонстрируя следующие признаки.

1. Отсутствие прогресса в деятельности

Сотрудник работает без энтузиазма. Он еще вполне справляется с обязанностями, но новые результаты для него недостижимы.

2. Рост количества ошибок

Сотрудник становится растерянным, перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа не ладится.