Трендвотчинг: как и зачем внедрять эту методику в компании
Трендвотчингом называют процесс наблюдения за трендами и их зарождением. Если вовремя заметить изменения в индустрии, то это поможет компании найти новые решения, продукты и бизнес-модели, а также построить или обновить стратегию. Чаще всего трендвотчинг воспринимают как один из этапов исследования рынка, но, превратив его в регулярный процесс, организация получит значительно больший бизнес-эффект.
Как определять тренды
У трендвотчинга есть свои методологии и фреймворки. Один из классических фреймворков, который помогает определить сигналы, выявить тренды и составить сценарий развития отрасли, разработал Future today Institut. В его модели семь шагов:
- сформулировать цели вашей работы;
- выявить слабые сигналы;
- найти закономерности;
- проанализировать кандидатов на статус тренда;
- рассчитать скорость распространения тренда и определить его зрелость;
- разработать сценарии развития отрасли;
- продумать долгосрочную адаптивную бизнес-стратегию, которая учитывает все выявленные сценарии.
Что такое сильные и слабые сигналы
Открытия ученых, появление наукоемких стартапов, безумные проекты на Kickstarter — это слабые сигналы. Они могут многое рассказать о будущем и дать толчок новым идеям. На них нужно обращать основное внимание, потому что они еще не стали массовыми. Например, когда-то Agile применялась только в небольших стартапах и компаниях Кремниевой долины. К моменту, когда к методологии пришли корпорации, молодые команды набили свои шишки и научились выпускать востребованные продукты чаще.
Сильными сигналами могут стать массовое внедрение какой-то технологии, покупка корпорациями стартапов одного направления, мегатренды в потреблении и поведении людей. Например, урбанизация — это уже необратимый процесс, а значит количество людей в пригородах с каждым годом будет становиться все меньше и даже поселки начнут напоминать развитые городские районы.
Еще есть основные драйверы изменений, которые влияют на все сферы жизни в течение десяти и более лет, и триггеры — они приводят к возникновению тренда. Так, пандемия заставила многие компании переосмыслить рабочее пространство и процессы. И не путайте тренд и хайп: первый остается актуальным в течение нескольких лет, а второй — сиюминутное явление.