РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Трендвотчинг: как и зачем внедрять эту методику в компании

Если компания заметит новый тренд, например моду на магазины без касс, раньше конкурентов, то она получит преимущество перед ними. Чтобы отслеживать важные перемены на рынке, используют трендвотчинг. О нем рассказывает Ксения Стернина (UXSSR)

Трендвотчингом называют процесс наблюдения за трендами и их зарождением. Если вовремя заметить изменения в индустрии, то это поможет компании найти новые решения, продукты и бизнес-модели, а также построить или обновить стратегию. Чаще всего трендвотчинг воспринимают как один из этапов исследования рынка, но, превратив его в регулярный процесс, организация получит значительно больший бизнес-эффект.

Как определять тренды

У трендвотчинга есть свои методологии и фреймворки. Один из классических фреймворков, который помогает определить сигналы, выявить тренды и составить сценарий развития отрасли, разработал Future today Institut. В его модели семь шагов:

  • сформулировать цели вашей работы;
  • выявить слабые сигналы;
  • найти закономерности;
  • проанализировать кандидатов на статус тренда;
  • рассчитать скорость распространения тренда и определить его зрелость;
  • разработать сценарии развития отрасли;
  • продумать долгосрочную адаптивную бизнес-стратегию, которая учитывает все выявленные сценарии.

Что такое сильные и слабые сигналы

Открытия ученых, появление наукоемких стартапов, безумные проекты на Kickstarter — это слабые сигналы. Они могут многое рассказать о будущем и дать толчок новым идеям. На них нужно обращать основное внимание, потому что они еще не стали массовыми. Например, когда-то Agile применялась только в небольших стартапах и компаниях Кремниевой долины. К моменту, когда к методологии пришли корпорации, молодые команды набили свои шишки и научились выпускать востребованные продукты чаще.

Сильными сигналами могут стать массовое внедрение какой-то технологии, покупка корпорациями стартапов одного направления, мегатренды в потреблении и поведении людей. Например, урбанизация — это уже необратимый процесс, а значит количество людей в пригородах с каждым годом будет становиться все меньше и даже поселки начнут напоминать развитые городские районы.

Еще есть основные драйверы изменений, которые влияют на все сферы жизни в течение десяти и более лет, и триггеры — они приводят к возникновению тренда. Так, пандемия заставила многие компании переосмыслить рабочее пространство и процессы. И не путайте тренд и хайп: первый остается актуальным в течение нескольких лет, а второй — сиюминутное явление.