1. Время становится дороже денег
Уже не первый год время активно движется в сторону того, чтобы стать одной из ключевых потребительских ценностей. И если еще 3–4 года назад это было заметно преимущественно в больших городах (Санкт-Петербург и Москва), сегодня о тенденции можно говорить повсеместно.
Основная причина происходящего — практически безграничные возможности для «заполнения» времени, которые есть у современных людей. Чтобы успеть сделать все, что хочется или запланировано, потребителям все чаще приходится «покупать» время, запараллеливая активности или сокращая время на часть дел, по максимуму делегируя их другим людям или компаниям. Также к этому нужно добавить влияние пандемии, которая побудила многих пересмотреть свой work life balance и выделять больше времени на отдых. Таким образом, потребители все чаще готовы платить за товары и услуги, экономящие или высвобождающие время.
Как следствие, мы видим стремительный рост сервисов, которые ранее были опробованы преимущественно потребителями-новаторами или более обеспеченными и часто более занятыми категориями потребителей. Например:
- доставка продуктов питания на дом (экономия времени на поход или поездку в магазин, особенно в гипермаркеты);
- доставка еды из ресторанов или готовых рационов питания на дом (перераспределение времени на приготовление еды на другие, более интересные и важные для потребителей дела и активности. Например, Delivery Club накануне праздников провел опрос среди клиентов и выяснил, что только 41% петербуржцев готовит всю еду для новогоднего стола самостоятельно);
- клининговые услуги (экономия времени на поддержание чистоты в доме);
- онлайн-кинотеатры (возможность смотреть фильмы, не тратя время на посещение кинотеатра, в любое время и в любом месте, в том числе совмещая с другими делами);
- онлайн-обучение (экономия времени по сравнению с очным обучением, а для жителей регионов — доступ к образованию, ранее недоступному из-за необходимости отрыва от работы и оплаты проезда и проживания);
- услуги салона красоты в четыре или шесть рук (одновременное получение нескольких услуг — например, маникюр, педикюр и косметолог);
- услуги такси-агрегаторов (экономия времени на поиск парковки при поездках в центр, отсутствие необходимости ждать общественный транспорт, доступность локаций, в которые сложно попасть без автомобиля, и др.);
- кофе и перекусы набегу (рост количества кофе-пойнтов и форматов стрит-фуда, в том числе количества фуд-траков);
- рост потребления полуфабрикатов.
Часто экономия времени совмещается и с еще одним фактором, становящимся все более значимым для потребителей, — удобством.
Одновременно с этим меняется поведение потребителей с точки зрения восприятия информации и взаимодействия с бизнесом:
- сокращается время, в течение которого потребители готовы ждать ответ от компании (на сайте, в соцсетях и др.);
- сокращается время доставки (все чаще можно увидеть рекламные объявления с указанием сроков доставки в течение 10–30 минут);
- клиповое мышление, о котором много говорят, приводит к тому, что потребители больше заинтересованы в короткой и желательно яркой подаче информации, что стимулирует рост количества видеоконтента и инфографики.
Что нужно делать бизнесу в ответ на этот тренд
Продавать потребителям время через свои товары и услуги и ускоряться во всех клиентских процессах.