Материал раздела Основной

Пять шагов к оптимизации чистого оборотного капитала

В кризис компании обычно первым делом смотрят, как можно сократить затраты — например, проводят сокращения или реструктуризацию бизнеса. На деле можно обойтись и без радикальных мер, если умело управлять денежными средствами, считают в Bain & Company

Компании, как правило, сосредотачивают все внимание на отчете о прибылях и убытках (P&L), зачастую в ущерб балансовому отчету. Лишь немногие работают с ликвидностью так же тщательно, как с затратами. При этом квалифицированное управление циклом обращения денежных средств (цикл оборотного капитала) может быстро высвободить ликвидность и избавить от необходимости сокращать штат или проводить реструктуризацию операционной деятельности.

Однако при попытках оптимизировать чистый оборотный капитал (NWC, разница между величиной активов и краткосрочных обязательств) компания может столкнуться с рядом препятствий. Руководители зачастую не до конца понимают, насколько полезна работа с ликвидностью. Финансовая отчетность с упором на P&L не позволяет в достаточном объеме измерять метрики чистого оборотного капитала, а финансовая мотивация менеджмента идет вразрез с эффективным управлением им.

Сотрудники на всех уровнях ежедневно принимают бизнес-решения, влияющие на цикл обращения денежных средств. Поэтому все отделы компании должны сотрудничать и уделять внимание вопросам работы с денежными средствами.

Структурированный подход к чистому оборотному капиталу

Для того чтобы успешно управлять NWC, компании нужно разработать единый подход и сделать в нем упор на дебиторскую, кредиторскую задолженность и процессы работы с запасами. На пути улучшений могут быть полезны следующие пять шагов.

1. Признайте чистый оборотный капитал источником создания стоимости

Дебиторская, кредиторская задолженность и запасы — это то, на что опирается баланс, при этом управление ими зачастую идет по остаточному принципу в сравнении с выручкой и расходами. Это можно понять: оптимизация чистого оборотного капитала — не такая простая и понятная задача. Инструменты повышения значения чистого оборотного капитала хорошо известны, при этом их сложно эффективно реализовать. Многие организации уже применяют меры улучшения дебиторской и кредиторской задолженности и запасов, но добились в этом ограниченного успеха. Единого подходящего для всех подхода нет, а указаний на то, как можно этого добиться с помощью лучших практик и бенчмарков, довольно мало, и они относятся к конкретным отраслям.