РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Это не игрушки: 4 принципа, которые делают игру полезной для руководителя

Игры превращаются в важную часть бизнес-образования. Как их сформировать с пользой, как эти игры переворачивают мышление и почему предприниматель по своей природе Game Changer — рассказывает Евгения Аникина (Школа управления «Сколково»)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Право на ошибку и выход из сценария: почему в игре рождается Game Changer

Бизнес давно взял игры на вооружение: еще в 1956 году Американская ассоциация менеджмента выпустила первую decision-making-игру Top Management Decision Game. Сегодня сфера их применения и образовательный арсенал расширились: помимо компьютерных симуляторов, деловых и стратегических игр активно развивается направление имитационных игр, которые позволяют имитировать социальные системы и тестировать предпринимательские ходы и управленческие решения.

Эти игры адресованы предпринимателям, поэтому построены на реальных рыночных условиях и кейсах и ориентированы на развитие бизнеса. В отличие от других игровых практик бизнес-игры полисценарны — ведь именно умение быстро ориентироваться в условиях рыночной неопределенности играет большую роль в тренировке предпринимательских навыков. Поэтому ключевой принцип полисценарной, или freeplay-, игры — полная свобода действий: игрок может изменять заданные правила. Правда, для этого придется договориться с остальными участниками, прописать сценарии и схемы взаимодействия, ресурсную базу — совсем как в жизни. Такие игры отлично развивают кооперативность и коалиции, а рабочие связки и тандемы, сформированные в игровом пространстве, нередко разворачиваются в реальные совместные проекты.

Еще игра — отличный инструмент для выявления компетентностного капитала. Участники из разных отраслей с непохожим жизненным опытом и бизнес-бэкграундом сталкиваются с такими конкурентами, каких не предполагает их рынок. Это дает возможность провести эксперимент без реальных последствий, не боясь ошибиться, и проработать альтернативные варианты развития сценария в очень короткие сроки.

Кроме того, игра позволяет предпринимателю, погруженному в свою компанию и занятому операционными вопросами, увидеть общую картину рынка. Это необходимо для выхода из ловушки неразделенности, которая создает тесную эмоциональную связь между бизнесом и его создателем и не позволяет масштабироваться и примерять другие сценарии.

Многие предприниматели не мыслят себя в отрыве от бизнеса. Но им все же необходимо (хотя бы ментально, в игре) прожить идею конечности своего бизнеса. Именно разделенность дает возможность выступать из позиции Game Changer. Предприниматель по своей природе способен менять правила игры. Эта позиция очень ресурсна.

Анатомия имитации: как должна быть устроена эффективная игра для бизнеса