Прекратите считать строки кода: как правильно мотивировать программистов
К сожалению, универсального рецепта, как выстроить эффективно работающую систему мотивации в любой компании, не существует. Каждое предприятие — это уникальный микс из ценностей, корпоративной культуры и бизнес-задач. Однако можно попытаться сформулировать основные принципы, на которых должна строиться система успешной мотивации разработчиков.
Во-первых, работник должен ощущать себя частью единой команды с комфортной корпоративной культурой. Во-вторых, у него должна быть возможность самореализации, то есть решать интересные задачи и смело действовать в нестандартных ситуациях. И в-третьих, у сотрудника должны быть достойная заработная плата, хорошая страховка, а расчеты с ним — абсолютно прозрачными.
Настройте KPI
Эффективный механизм мотивации включает прозрачные, гибкие и понятные для разработчиков KPI, которые надежно связаны с целями бизнеса. Грамотно подобранный набор (до 5–8) показателей эффективности позволит произвести тонкую настройку желаемого результата работы разработчиков.
Конкретный набор KPI будет варьироваться в зависимости от целой группы факторов. Вот основные из них:
- какой формат работы на сегодняшний день принят в компании — офис, гибрид, удаленка;
- на каком этапе развития она находится — молодой стартап или зрелая корпорация;
- какие цели стоят перед отделом разработки — снижение time to market, рост качества документирования, уменьшение числа ошибок в коде.
Как правило, KPI разработчиков учитывают такие аспекты, как затраты на разработку, скорость, качество и эффективность процесса софтверной разработки. На первый взгляд, тут все просто и многие компании выбирают субоптимальные KPI. Например, выбор количества нового функционала в качестве показателя эффективности может побудить команду к уменьшению размера отдельных функций для создания иллюзии эффективности. Аналогичная ситуация складывается, когда в качестве мерила продуктивности разработчика выбирается количество строк кода. Это побуждает разработчиков писать более сложный и повторяющийся код.
После выбора KPI компания должна приступить к его систематической оценке. Оптимальный вариант — оценивать после каждого релиза или установить процедуру ежемесячного отслеживания показателей. Таким образом, менеджмент сможет держать руку на пульсе и не создавать излишнего напряжения для самих разработчиков.