РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Чего хотят синие воротнички: шесть правил их привлечения в компанию

Эксперты по массовому подбору в «Северстали», Lamoda и др. поделились с HeadHunter правилами, как нанимать синих воротничков — специалистов, которые занимаются ручным трудом, в условиях дефицита кадров, и объяснили, чем опасна выжидательная позиция
Фото: Сarter Yocham / Unsplash
Фото: Сarter Yocham / Unsplash

На российском рынке труда последние несколько лет все острее наблюдается нехватка синих воротничков. На это есть ряд причин.

Демографическая яма. Массово рабочим профессиям обучали в СССР, но затем быть токарем или электриком стало несолидно, поэтому новые поколения шли учиться экономике и менеджменту. Тенденция создала нынешние условия: квалифицированный рабочий персонал уже уходит на пенсию, а молодых специалистов мало, и они не всегда обладают необходимыми знаниями.

Осознание собственной ценности. Синие воротнички знают, что на рынке труда не хватает специалистов, а также сколько стоит их работа, поэтому не соглашаются на невыгодные условия. Особенно это касается квалифицированного персонала. Например, по аналитике hh.ru, токарям шестого разряда уже готовы платить столько же, сколько и разработчикам. А многие знают, какие сейчас высокие зарплаты в ИТ.

Быстрый рост сельскохозяйственного, нефтедобывающего и перерабатывающего производства в России, вслед за которым выросла и конкуренция за кадры. Выигрывают те организации, которые предлагают лучшие условия.

Коронавирус спровоцировал отток мигрантов из России, в том числе тех, кто был готов работать за низкую заработную плату.

Многие организации еще не приняли текущую ситуацию с массовым наймом и по этой причине находятся либо в выжидающей позиции, либо делают многочисленные неудачные попытки найма персонала. Вместе с тем бизнес теряет деньги.

Эксперты по массовому подбору рассказали hh.ru, что сегодня важно для синих воротничков и как привлечь таких специалистов к себе в компанию.

1. Установить конкурентную заработную плату

Александр Сидоров, руководитель направления анализа данных hh.ru, утверждает, что заработная плата всегда была самым важным параметром для синих воротничков: «В большинстве случаев «синим» без разницы, что ваша компания, допустим, лидер в развитии международного института торговли. Первое, на что они смотрят, — зарплата. Установите достойный уровень дохода для ваших сотрудников, иначе вы не сможете соревноваться даже с тем, кто платит на пару тысяч рублей больше».

Прежде чем создавать новую вакансию, проверьте, какое вознаграждение за работу предлагают конкуренты. Для этого зайдите на hh.ru и посмотрите первые десять объявлений. Если у вас есть возможность, то изучите и другие источники. Александр Чигарьков, начальник управления по персоналу «Северстали», говорит, что их отдел подбора не только регулярно мониторит рынок заработных плат, но и обязательно просматривает и самостоятельно проводит исследования по предпочтениям специалистов. Все это позволяет точно определить запрос соискателей и предложить взаимовыгодное сотрудничество.

Синие воротнички положительно относятся к разделению заработной платы на оклад и премиальную часть. Люди понимают, что они сами влияют на финальную сумму заработка. Для HR-отдела здесь тоже есть плюсы — производительность работников увеличивается.

Евгения Азанова, руководитель отдела по подбору операционного персонала Lamoda

«В Lamoda практически на всех позициях синих воротничков мы предлагаем окладно-премиальную заработную плату, то есть сотрудники напрямую могут влиять на уровень своего дохода».

Александр Сидоров еще советует внимательно отнестись и к регулярности выплаты заработных плат. Так, для рабочих будут более предпочтительны выплаты не раз в месяц, а, например, раз в неделю или даже каждый день.