Материал раздела Основной

Последняя миля: доля доставки до двери растет — исследование

За последние три года доля доставки до двери выросла в среднем с 24% в 2019-м до 33% в 2021 году. Какой канал доставки при этом остается самым популярными, почему, какие тренды диктуют развитие логистики интернет-магазинам, выяснили аналитики Data Insight
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Самым популярным каналом доставки остается самовывоз как при доставке собственными службами магазинов, так и при доставке логистическими компаниями. По оценке Data Insight, в 2021 году 67% заказов было доставлено самовывозом (в ПВЗ и постаматы магазинов и логистических компаний, отделения Почты России), 33% — до двери (курьерами магазинов, логистических компаний и Почты России). По сравнению с 2020 годом доля доставки до двери увеличилась.

Согласно данным Data Insight, минимальная доля доставки до двери была достигнута в 2019 году. С 2019 года она стала немного увеличиваться.

Александр Воронов, руководитель Службы внутригородской логистики СДЭК

Несмотря на рост доли заказов до ПВЗ или постаматов, всегда будет какая-то часть клиентов, которые будут предпочитать доставку домой, например крупных партий грузов. Это возможность в комфортной обстановке померить изделие. Также есть категории клиентов, которые не любят или не могут сами куда-то ходить. На примере наших подразделений в Китае мы видим, что там доставка до ПВЗ вообще не принята. У них прибытие курьера — это полчаса-час, поэтому не имеет смысла куда-то ходить. Поэтому я думаю, что и у нас с учетом того, что мы стараемся развивать сервисы, сужающие интервалы доставки и делающие более удобную доставку до двери, эта доля снова увеличится.

У магазинов самый распространенный из предлагаемых каналов — самовывоз. Он доступен для покупателей 88% магазинов. Покупателям 80% магазинов в том или ином виде доступна курьерская доставка до двери, 54% — доставка в почтовые отделения.

Кроме того, 35% магазинов предлагают срочную доставку. 60% магазинов назвали самым важным каналом доставки различные способы самовывоза, причем для 44% это самовывоз из пункта партнера, а для 16% магазинов — из какой-либо своей точки. Для 26% самым важным каналом является курьерская доставка до двери, для 11% — «Почта России».

Для покупателей плюсы и минусы разных каналов доставки мало изменились за последние два года. Самым надежным способом доставки они считают самовывоз из пунктов выдачи заказов. По сути, значимых недостатков у этого канала всего два: что ПВЗ может не быть рядом и что в случае заказа тяжелого большого товара его придется нести. По сравнению с ПВЗ курьерская доставка проигрывает из-за высокой стоимости и отсутствия узких интервалов, «Почта» — по причине худшей организации работы отделений, а постаматы — из-за невозможности примерки и мгновенного возврата.

Надежда Романова, CEO PickPoint

За десять лет нашей работы все участники рынка уже привыкли, что у постаматов не может быть крупногабаритов. Это неудобно в первую очередь для получателя и, как следствие, не имеет эффективности ни с каких сторон: ни с экономических, ни с операционных, ни с человеческих. Человек не все может забрать с собой, учитывая к тому же, что ему еще нужно зайти во входную группу торгового центра. Нет — малые и средние заказы у нас, мы на этом специализируемся.

Для покупателей ключевое преимущество пунктов выдачи заказов и постаматов — в более низкой стоимости, курьерской доставки до двери — в возможности никуда не ходить и не таскать тяжести, а отделений почтовой связи — в доступности для жителей маленьких населенных пунктов и более долгом по сравнению с ПВЗ сроке хранения. По сравнению с 2019 годом выросло количество положительных отзывов на доставку через «Почту России». Как правило, покупатели хвалят работу отделений нового формата с удобным графиком работы.

Наиболее важные характеристики доставки для покупателей — это скорость и стоимость. По сравнению с ситуацией два года назад значимость скорости выросла, а значимость стоимости немного упала. Одна из причин этого — привычка пользователей к бесплатной доставке: многие просто перестали думать о стоимости, и она перестала быть важным фактором.