РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Что сдерживает внедрение электронных технологий в логистике

Сегодня много разговоров о том, что цифровизация спасет мир, в том числе в логистике. Насколько оправдан этот оптимизм, на каком этапе фактически находится развитие электронного документооборота на транспорте, разбирается эксперт ИД «Гребенников»

Процесс перевозки пассажиров, багажа или грузов на любом виде транспорта должен сопровождаться обязательным составлением таких специальных документов, как билет, багажная квитанция и транспортная накладная. В силу исторически сложившегося на транспорте принципа заключения договора перевозки в реальной форме упомянутые документы не являются таковым, но выступают в качестве документа, подтверждающего факт заключения этого договора. В силу данной особенности к транспортным и перевозочным документам предъявляются особые требования, а сами они обладают целым набором специфических свойств.

По общему правилу, обязанность по оформлению транспортной накладной, как бы она ни называлась на конкретном виде транспорта, всегда лежит не на перевозчике, а на грузоотправителе.

Помимо подтверждения заключения договора перевозки подписанный перевозчиком транспортный документ фиксирует момент передачи ответственности за сохранность груза от отправителя перевозчику. Документ является грузораспорядительным: груз может быть выдан исключительно стороне, указанной в этом документе (поименованному грузополучателю). Коносаменты морских перевозчиков и экспедиторов, оформленные в виде ордера, обладают товарораспорядительной функцией, когда товар может быть выдан только стороне, на которую отправитель выдал приказ (ордер) и которой предоставил право получения товара от перевозчика. В настоящее время все действующие нормы международного транспортного права (конвенции конкретных видов транспорта), «Инкотермс» и Международная конвенция о перевозках грузов с использованием книжки МДП (известна как ТИР-конвенция) допускают применение электронного транспортного документа (электронной записи), но не содержат определения для электронного транспортного документа. До января 2021 года аналогичная ситуация наблюдалась и в России.

В России существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ), который дает определение для любого электронного документа: это документированная (зафиксированная на материальном носителе) информация, представленная в электронном виде, то есть в пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, для передачи по каналам связи или обработки в информационных системах.

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (постановление правительства РФ от 21 декабря 2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»), которые дали нам первое определение для электронной транспортной накладной: «Электронная транспортная накладная — транспортная накладная, сформированная в иной информационной системе электронных перевозочных документов в форме электронного документа, подписываемого усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия». В качестве «иной информационной системы электронных перевозочных документов» эти же правила определяют информационную систему электронных перевозочных документов, которая «не является информационной системой сведений из электронных перевозочных документов, принадлежит участнику информационного взаимодействия либо оператору и обеспечивает формирование и/или передачу электронных перевозочных документов, порядок создания которых установлен законодательством Российской Федерации». Не самое понятное определение, ясно одно: «иную информационную систему» может создать кто угодно, но только не государство или уполномоченные им структуры. К этому положению мы еще вернемся.

Рассмотрим текущую ситуацию на каждом из основных магистральных видов транспорта в России и в мире в целом.

Автомобильный транспорт

В ноябре прошлого года появилась информация о том, что с 1 по 30 октября 2020 года транспортные компании ПЭК, «Деловые линии» и ГК CRAFTER тестировали электронные документы на конкретных маршрутах. Было оформлено около 300 документов, отработаны ситуации прямой перевозки, перевозки с заменой водителя на маршруте, с заменой поломавшегося тягача, с переадресовкой, процесс контроля перевозки сотрудниками Ространснадзора. Казалось бы, вот оно, торжество передовых цифровых технологий. Однако: