Инвестиции в ETF: что может пойти не так
Популярность ETF (торгуемых на бирже фондов) в мире растет — к концу ноября 2021 года инвесторы вложили в такие инструменты более $1 трлн (за весь 2020 год — $735,7 млрд). С 2018 года общая сумма активов, вложенных в ETF, выросла более чем вдвое и достигла $9,5 трлн. Большая часть этой суммы пришла в американские фонды, которые отслеживают популярные индексы, например S&P 500. Как отмечает The Wall Street Journal, более 75% всего рынка ETF в США контролируют всего три компании: Vanguard, BlackRock (BLK) и State Street (STT).
Но рынок ETF не ограничивается пассивным следованием за индексами. Более того, он активно расширяется: управляющие других компаний вынуждены искать новые варианты, которые еще не оказались в зоне повышенного внимания гигантов индустрии. Например, развивается отрасль так называемых активно управляемых фондов — примерно 10% притока средств в американские ETF в 2021 году пришлось именно на такие продукты (в 2020-м — 8%). По данным FactSet, более половины из 380 ETF, запущенных в этом году в США, активно управляемые. Более того, с 2019 года запускаются «полупрозрачные» ETF — в течение месяца или квартала инвесторы не знают всех базовых активов, которые туда входят. Это, с одной стороны, мешает конкурентам фондов скопировать удачную идею, но с другой — значительно повышает риски для пайщиков.
Помимо активного управления, которое само по себе потенциально опаснее следования за широкими индексами, есть целый набор других рисков, которые могут реализоваться в отношении «традиционных» ETF — с большей или меньшей вероятностью.
Рынок может «унести» цену ETF от стоимости базового актива
Стоимость одного пая ETF напрямую зависит от цены базовых активов фонда и в теории не должна сильно отходить от этого показателя. Тем не менее есть риск, что при большой волатильности на рынке цена пая резко изменится. Такой пример привел личный брокер «Открытие Инвестиции» Алексей Петровский: это ETF с тикером USO, для которого базовый актив — фьючерсы на нефть марки WTI. С начала 2020 года пай упал в цене почти вдвое, до $53, в то время как сами краткосрочные контракты на нефть этой марки выросли почти на 42%.