Материал раздела Основной
Елена Пономарёва
Еще три года назад этот фактор находился на третьем месте по значимости среди опрошенных топ-менеджеров, сегодня же он лидирует. Последние несколько лет рынок труда медленно, но верно движется в сторону рынка соискателя.
Если говорить о сфере маркетинга, то некоторые топовые вакансии закрываются иногда по два-три года, периодически пропадая из «эфира», но быстро открываясь заново. Три основные компетенции, которые хочет видеть бизнес в современном директоре по маркетингу (Chief Marketing Officer — СМО):
Как видно, на первый план постепенно выходят компетенции, ранее более присущие генеральному директору.
Эти два фактора не теряют свои топовые позиции с кризиса 2014 года. Кризис — это фактор, ведущий прежде всего к росту себестоимости и падению доходности бизнеса и выручки. На снижение же покупательной способности накладывается еще один потребительский тренд — так называемое рациональное потребление. Это касается как b2c-, так и b2b-потребителей, которые уже адаптировались к ценовой гонке игроков на разных рынках и практически всегда могут получить более выгодное предложение, ведь распродажи перестали быть сезонными, теперь они сменяют друг друга в течение всего года. Одновременно с этим постепенно снижается чувствительность к любого рода распродажам. Так, наши опросы показывают, что если три года назад в скидки не верили 30% респондентов, то в 2021 году этот показатель составил уже 55%.