РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Елена Пономарёва

9 ключевых факторов, которые повлияют на маркетинг в 2022 году

Наряду с очевидным влиянием, которое оказывают кризис и снижение платежеспособности населения на жизнь компаний, есть немало и специфичных маркетинговых факторов. Их мало кто учитывает в своих планах на будущее, и совершенно напрасно
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

1. Нехватка квалифицированных кадров

Еще три года назад этот фактор находился на третьем месте по значимости среди опрошенных топ-менеджеров, сегодня же он лидирует. Последние несколько лет рынок труда медленно, но верно движется в сторону рынка соискателя.

Если говорить о сфере маркетинга, то некоторые топовые вакансии закрываются иногда по два-три года, периодически пропадая из «эфира», но быстро открываясь заново. Три основные компетенции, которые хочет видеть бизнес в современном директоре по маркетингу (Chief Marketing Officer — СМО):

  • стратегическое мышление и поиск направлений развития и диверсификации бизнеса;
  • расширение компетенций в ИТ и интернет-технологиях;
  • нацеленность на финансовый результат бизнеса (возможно, даже ответственность за него).

Как видно, на первый план постепенно выходят компетенции, ранее более присущие генеральному директору.

2. Влияние кризиса и снижение платежеспособности потребителей

Эти два фактора не теряют свои топовые позиции с кризиса 2014 года. Кризис — это фактор, ведущий прежде всего к росту себестоимости и падению доходности бизнеса и выручки. На снижение же покупательной способности накладывается еще один потребительский тренд — так называемое рациональное потребление. Это касается как b2c-, так и b2b-потребителей, которые уже адаптировались к ценовой гонке игроков на разных рынках и практически всегда могут получить более выгодное предложение, ведь распродажи перестали быть сезонными, теперь они сменяют друг друга в течение всего года. Одновременно с этим постепенно снижается чувствительность к любого рода распродажам. Так, наши опросы показывают, что если три года назад в скидки не верили 30% респондентов, то в 2021 году этот показатель составил уже 55%.