Материал раздела Основной

6 лет тюрьмы и штраф в 1 млн руб. за нарушения в маркировке в 2022 году

В 2022 году маркировка коснется тех, кто продает молочные продукты и воду в упаковке. Отчитываться начнут производители и импортеры пива. Изменения ждут и тех, кто уже работает с маркировкой. Подробности знает Владимир Поздняков («Контур.Маркет»)
Фото: Честный ЗНАК
Фото: Честный ЗНАК

Маркировка как способ контроля оборота товаров призвана бороться с контрафактом на всех этапах: от производства до продажи товаров конечному покупателю. Следить за передвижением готовой продукции помогает национальная система мониторинга «Честный ЗНАК». В ней регистрируются все участники рынка: производители, импортеры, оптовики и розничные продавцы.

Напомним, как работает система маркировки, на примере пары ботинок. Производитель заказывает в «Честном ЗНАКе» уникальные цифровые коды для каждой пары и наносит их на коробку. Затем, при отгрузке товара оптовику, сообщает в систему, сколько ботинок продал и с какими кодами.
Оптовик принимает товар, сверяет коды и сообщает об этом в «Честный ЗНАК», а после продажи розничному продавцу снова отчитывается в системе. Розничный продавец приходует ботинки и сообщает в «Честный ЗНАK» о приемке, затем при продаже покупателю сканирует код с коробки. В этот момент касса автоматически передает информацию о коде маркировки оператору фискальных данных (ОФД), он отправляет ее в систему мониторинга. Так код выводится из оборота.

Покупатель, который захочет удостовериться в подлинности и качестве обуви, может скачать приложение «Честного ЗНАКа» и отсканировать код, который содержит всю информацию о товаре, его производителе, дате и месте выпуска.

Как узнать, кого касается маркировка

Введение обязательной маркировки для новых видов продукции регламентируют постановления правительства. Но вместо наименования конкретных товаров в них указаны коды номенклатуры, которые присвоены этому товару в классификаторах: ТН ВЭД или ОКПД-2.

Например: в постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 говорится о необходимости маркировать молочную продукцию с кодами номенклатуры по ОКПД-2 10.51.11, 10.51.30 и так далее. Чтобы понять, что обозначают коды, нужно открыть классификатор и ввести код: 10.51.11 — это молоко, а 10.51.30 — сливочное масло. Если в ассортименте магазина есть эти продукты, обязательно выполнить требования маркировки по их приемке и продаже.

Рекомендуем
«Умные» финансы: как приумножить накопления в кризис
Узнайте, как уберечь деньги от инфляции и оформить иностранную карту, — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

Что с маркировкой молочной продукции

Производители и импортеры присоединились к маркировке молочной продукции в 2021 году. Какую именно продукцию нужно промаркировать до 31 декабря:

  • сыры, творог, сливочное масло;
  • мороженое и пищевой лед;
  • молоко, в том числе сухое и сублимированное;
  • сливки сгущенные и не сгущенные;
  • пахту, йогурт, кефир, молочную сыворотку;
  • безалкогольные напитки с молочным жиром.

Есть исключения — например, молоко и творог на развес. Подробный перечень представлен в постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099.

Требования для розничных продаж начнут действовать в следующем году в разные сроки: