Материал раздела Основной

Перестаньте манипулировать: чем вредны темные паттерны в интерфейсах

Чтобы подтолкнуть пользователей к целевому действию, в интерфейсах используют разные уловки. Но порой они превращаются в откровенные манипуляции и вредят бизнесу. Кирилл Шерстобитов (Tiburon Research) — о том, как применять темные паттерны этично

Темные паттерны — это уловки, которые используются на веб-сайтах и в мобильных приложениях. Они побуждают пользователей действовать вразрез со своими интересами и позволяют компаниям зарабатывать на слабостях клиентов. Чаще всего темные паттерны можно встретить на этапе оплаты или при отказе от подписки, а также когда сервису требуется разрешение на показ уведомлений и сбор персональных данных — в ситуациях, напрямую влияющих на бизнес-метрики.

Например, вы в спешке покупаете билет на самолет и выбираете тариф только с ручной кладью, а потом обнаруживаете, что заплатили еще и за ненужную страховку от утери багажа. Или машинально согласились получать уведомления, а потом мучились от их навязчивости и долго пытались понять, как их отключить. Это и есть результат воздействия манипуляций в интерфейсах.

Термин «темные паттерны» ввел в оборот UX-специалист Гарри Бригнул. Он же составил список из 12 наиболее распространенных уловок. Среди них, например, скрытая реклама, запутанная навигация, которая мешает отключить отдельные функции на сайте, или просьба указать данные карты при оформлении пробного периода. Часть упомянутых Бригнулом хитростей уже запрещены на отдельных сайтах или даже законодательно. Так, в Великобритании в корзину нельзя автоматически добавлять непрошеные услуги. Но большинство темных паттернов продолжают существовать на стыке между нормой и постыдными практиками.