Материал раздела Основной

Российский стартап на международном рынке: пять неочевидных ошибок

Когда стартап выходит на международный уровень, команды совершают множество ошибок: как на стадии переговоров с потенциальными клиентами, так и при попытке вывести продукт на рынок. Татьяна Александрова, CEO Neiry, рассказала, как их предотвратить
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Ошибка 1: «Технология — не равно продукт»

Ошибка кажется очевидной, но ее допускают большинство стартапов. Можно встретить большое количество проектов, в которых создатели влюблены в свою технологию, но при этом не задумываются о том, что с ней делать, кому нужна их разработка и что она может дать потенциальному клиенту.

Особенно это касается проектов в Deep Tech, где речь может идти о действительно уникальной технологии. Эту ошибку допустил и наш проект: я вместе с нашим менеджером по продукту до пандемии поехала в Китай, чтобы представить свою технологию крупнейшим в мире производителям VR-аттракционов. Но у нас была лишь технология и не было готового продукта. В итоге переговоры оставались на стадии «ребята, вы крутые, но нам нужен готовый продукт и понимание, как можно применить вашу технологию в бизнесе».

Однако на вопрос о том, нужно ли показывать сырую технологию корпоративным клиентам, я отвечу да. Но не надо надеяться, что они придумают за вас use cases (сценарии использования технологии). Партнеры и клиенты не придумают продукт за вас. Поэтому, если вы делаете инновационную технологию, думайте сразу о продукте. Более того, даже когда вы придумали продукт — сделайте MVP, чтобы можно было хоть что-то показать клиенту. На пальцах обычно никто не понимает.