РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как рассчитать и проверить бюджет продаж — рекомендации финансиста

Только в 15% компаний малого и среднего бизнеса есть бюджет продаж. При этом компании, у которых он составлен качественно, на 10% чаще увеличивают годовую прибыль. Что важно в плане и какие ошибки могут подстерегать, поясняет эксперт ИД «Гребенников»
Фото: Mikhail Nilov / Pexels
Фото: Mikhail Nilov / Pexels

С точки зрения финансиста, бюджет продаж в первую очередь — ожидаемая выручка на планируемый период в натуральном и стоимостном выражении. Все остальное вторично. По этому признаку и бюджет продаж, и план продаж для финансиста чаще всего одно и то же. В статье термины «план продаж» и «бюджет продаж» также используются как синонимы. Коммерческие директора эти два термина разделяют. Что шире — план продаж или бюджет продаж? Все зависит от принятой в компании терминологии.

Как правило, план продаж может быть также меморандумом, где в текстовом или ином формате зафиксированы стратегия развития компании, цель команды и каждого менеджера по продажам, приведены плановые показатели эффективности, диаграммы, таблицы, ментальные карты и т.п. К классическому бюджету продаж тоже прилагается план мероприятий по его выполнению. Понятно, что правильно составленный план продаж — это не просто выражение их объема, а скорее структура мероприятий по достижению этого объема.

Финансисты могут разделять понятия «план продаж» и «бюджет продаж», но рассматривают их под другим углом. Чаще всего под планом продаж понимают именно объем реализации, а под бюджетом продаж — его обязательную увязку с сопряженными с реализацией коммерческими расходами. Однозначно сам бюджет продаж определяет только выручку от реализации. Он является исходной информацией для бюджетов производства и закупок готовой продукции (включая бюджет запасов).

Однако, какой бы ни была открытость и доступность информации внутри компании, сам бюджет продаж не гарантирует ей прибыль: плановая величина прибыли разных уровней окончательно формируется в бюджете доходов и расходов (далее — БДР). Именно через БДР определяются возможные варианты прибыли и даются указания о возможностях корректировки объема продаж.

Что не так с бюджетом продаж

Рассмотрим основные проблемы, связанные с бюджетом продаж.

1. В компании нет годового бюджета продаж

Eсть просто сумма выручки прошлого года, увеличенная на определенный процент, а ежемесячные планы появляются уже в зависимости от заключенных договоров. Косвенный признак такой ситуации: есть расчет выручки как произведение объема продаж и среднего чека, но служба коммерческого директора не может ответить на вопрос, какое увеличение приходится на фактор цены, а какое — на фактор объема. Такой вариант возможен, когда планирование только внедряется, но и он должен сразу сопровождаться необходимыми действиями:

  • коммерческий отдел должен подтвердить рост продаж в сравнении с предыдущим периодом теми или иными мероприятиями, снижение — объективными причинами;
  • в бюджете продаж нужно помесячно учитывать сезонные колебания спроса;
  • должна быть разработана единая ценовая политика, и прайс-лист должен ей соответствовать.

Риски: выручка формируется хаотично, эффективность сделок перед подписанием контрактов, вклад самой сделки в реализацию стратегии, а также достаточность действий правильно оценить сложно.

2. Нет корректного критерия для распределения выручки по менеджерам