Материал раздела Основной

Как безопасно использовать в рекламе стоковые фото, видео и шрифты

Компании ведут борьбу за внимание зрителя — чтобы ее выиграть, мало простого текста или видео. Нужны красочное фото, замысловатый шрифт, неизбитая музыка. Как взять все это со стоков, рассказывает Ирина Остапчук (юридическая фирма Semenov & Pevzner)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как показывает практика, при покупке стокового объекта компании зачастую ограничиваются самой дешевой опцией для его использования, не вдаваясь в детали лицензии. При этом, если не разобраться в вопросе, можно серьезно испортить себе репутацию и получить внушительный штраф за незаконное использование чужой интеллектуальной собственности.

Мы подготовили памятку по наиболее часто встречающимся ошибкам при использовании стоков. Материал будет полезен не только дизайнерам и SMM-специалистам, но и их клиентам, а также всем, кто интересуется темой digital.

Что такое сток

Библиотеки стоковых фотографий появились задолго до появления интернета. Их активно использовали газеты, журналы и рекламные агентства. Эти ранние стоки в основном работали по модели Rights-Managed, то есть выдавали эксклюзивные лицензии для использования фотографий на ограниченный срок, территорию и способы использования. Если заказчик хотел продлить срок или добавить новые способы по такой лицензии, он должен был выплатить дополнительное вознаграждение.

Цифровизация и всеобщий переход в digital-формат изменили стоки. Появились такие компании, как Getty или Shutterstock, которые представляют собой огромные библиотеки изображений. Они работают по модели Royalty-Free, то есть продают более дешевые неэксклюзивные лицензии.

Неэксклюзивная или, если пользоваться терминологией гражданского законодательства России, неисключительная лицензия означает, что сток может выдавать лицензии на объект неограниченному числу пользователей. При этом лицензии не содержат ограничений по территории и сроку использования. Заказчик платит фиксированную сумму лишь один раз, больше никаких дополнительных платежей нет.

Способы использования зависят от конкретного стока: одни стоки разрешают использовать объекты в любых видах СМИ, другие — только в интернете и т.д. Большинство площадок предлагает несколько разновидностей Royalty-Free лицензии (например, стандартную и расширенную), которые включают разный объем прав. Чем больше прав предоставляется по лицензии, тем дороже она стоит.

Рекомендуем
Тайм-менеджмент: как больше успевать и не выгореть
На интенсиве РБК Pro сможете освоить разные подходы к планированию и управлению временем
Пройти интенсив

Правила работы со стоками