Материал раздела Основной
Филипп Мурашов

Зачем топ-менеджерам развивать воображение

Многие успешные проекты начинались со слов: «А что, если...» Ни SpaceX, ни Apple, ни Google не появились бы, если бы у их основателей не было воображения. Филипп Мурашов (КИПС) рассказал, какие инструменты помогут топ-менеджерам развить этот навык
Фото: Lukas Rodriguez / Pexels
Фото: Lukas Rodriguez / Pexels

Однажды к Наполеону явился молодой американский изобретатель по имени Роберт Фултон и предложил тому построить паровой флот, который позволил бы его войскам пересечь Ла-Манш и высадиться в Великобритании при любой погоде. Корабли без парусов? Это было невообразимо! И великий корсиканец прогнал Фултона. Прояви тогда Наполеон больше воображения, и история ‌XIX столетия могла бы пойти совершенно иначе.

Многие современные руководители поступают как Наполеон и тем самым тормозят развитие своих компаний. Особенно эта проблема характерна для региональных организаций. Как показывает практика, их менеджмент составляют люди одной субкультуры, часто не менявшие работу более семи лет. Автором неординарных идей, образов и смыслов в таких компаниях, как правило, выступает один из акционеров и редко СEO. Отсюда слишком высокая приверженность сохранения статус-кво.

Проблемы предстают нормой, любое новшество воспринимается в штыки. Культуры эксперимента, быстрых изменений нет. Сама структура таких предприятий зачастую архаична и содержит большие риски деградации. Как гласит японская пословица: «Как только вы перестаете грести вперед, вас тут же относит назад». Постепенно топ-менеджмент теряет возможность сохранять статус-кво, который устраивает акционеров. Программы обучения, направленные на приобретение новых знаний, не срабатывают.

Почему так происходит

Специалистам компании не хватает воображения. Руководители способны создавать что-то новое лишь в той степени, в которой они могут фантазировать. Неспособность вообразить ставит предел для обновления знаний. Распространенная ситуация: менеджер обзавелся определенным кругом понятий и считает, что ему больше не нужно профессионально развиваться. Нет никакого смысла исследовать, напротив, куда естественнее судить-рядить, изрекать приговор. И только воображение позволяет менеджеру увидеть ограниченность собственных знаний, интеллектуальных моделей.