Материал раздела Основной

Спонтанно покупают молоко: как экспресс-доставка меняет потребителей

Маркетинг Статьи DEF
Потребители не только привыкли, что могут получить все нужное за 15 минут, но перестали обращать внимание на бренды производителей товаров. Андрей Дятлов (DEF) — о том, какие еще изменения произошли в поведении покупателей с развитием сервисов доставки
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

По данным INFOLine, рост оборота крупнейших компаний на рынке продуктовой онлайн-торговли за девять месяцев 2021 года в России составил от 50 до 300%. Всего за последние 12 месяцев было выполнено 153 млн заказов на сумму 236 млрд руб. Data Insight прогнозирует, что по итогам 2021 года количество заказов вырастет до 222 млн.

Пионером онлайн-торговли продуктами был «Утконос». Когда он только появился, срок доставки в течение 1–2 суток был нормой. В этой же категории до сих пор работают такие компании, как Ozon, «СберМаркет», «Перекресток Впрок». Но сегодня инноваторы рынка — «Самокат» и «Яндекс.Лавка». Их основные преимущества — скорость доставки (15–30 минут) и возможность быстрого заказа через приложение. За них потребители готовы переплачивать: средняя цена на товары в этих сервисах выше, чем в традиционном ретейле, и вряд ли снизится. Вместе с тем ассортимент у них довольно узкий, в основном представлены категории, которые нужны «прямо сейчас».

По данным INFOLine, суммарный оборот «Самоката» и «Яндекс.Лавки» составляет 35 млрд руб. в год, компании показывают рост в 4–8 раз в год. Средний чек в сервисах быстрой доставки небольшой — 1470 руб., а количество заказов, наоборот, значительное: в среднем пользователи делают две покупки в неделю. Остальные участники рынка также стремятся приблизиться к стандарту, который задают фудтех-проекты.