Часто компании пишут бизнес-план «на коленке». Когда они приносят его инвестору, то получают результат прямо противоположный тому, что ожидают. Как избежать отказа в финансировании, рассказывает Катерина Ботвинник, директор по развитию SBS Consulting
Весьма достойные компании из сферы среднего бизнеса нередко тратят время и силы на то, чтобы обойти узкими тропами широкое и накатанное шоссе оформления документации, необходимой для сопровождения сделки. Вместо того чтобы сразу составить бизнес-план и принести его инвестору, они пытаются решить вопрос «малой кровью» и не слишком заботятся о качестве документов. Когда инвестор видит такой бизнес-план в первый раз, его доверие к компании падает, во второй — он может расценить ваши действия как неуважение. Некоторые инвесторы вовсе не дают второго шанса.
Поэтому, если вы хотите привлечь финансирование, будьте готовы, помимо исчерпывающего описания самого проекта и имеющихся ресурсов и продуктов, глубоко проработать три базовых компонента бизнес-плана.
1. Маркетинговое исследование
Инвестор ожидает, что ваше маркетинговое исследование будет включать:
- максимально глубокий анализ целевого потребителя;
- описание конкурентной среды;
- правдоподобный и обоснованный прогноз спроса;
- подробные сведения о регионах реализации и путях продвижения продукта.