«Видишь проект? Нет? А он есть!» — что назвать проектом в компании
Закройте учебник
Возможно, вы помните, как 20 лет назад все внимание консультантов было приковано к проектному управлению. И, возможно, вы даже помните, что тогда говорили специалисты и как они обосновывали ценность своих услуг: «Объекты не сдаются в срок, ИТ-продукты не внедряются, изменения буксуют, а стратегии не реализуются? Давайте мы поможем вам и наведем порядок в проектном управлении».
Чаще всего в ответ в то время звучала фраза: «А что вы подразумеваете под проектом?». В этот момент почти неизбежно предлагалась цитата из PMBoK (англ. Project Management Body Of Knowledge — свод знаний по управлению проектами. — РБК Pro): «Проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата в условиях ресурсных ограничений».
В итоге выяснялось следующее. С одной стороны, инструменты проектного управления действительно работают. Подходы к обоснованию, планированию, контролю и формированию команд действительно дают эффект. С другой — почти все отмечают сложность в определении того, что можно называть проектом, а что нет. Почему-то для одной деятельности формируются команды, пишутся планы, делается отчетность, а для другой — нет.
Оказывается, что если просто сказать, что проект — это предприятие, реализуемое в условиях ограничений, то под это определение можно подвести все что угодно.
В первую очередь, надо признать, что проекты в компании есть, и понять, где именно они реализуются.
Первый фокус внимания — все, что касается реализации стратегии или, если брать конкретно, инвестиционной программы. Там, где вы видите CAPEX, то есть капитальные вложения, там, скорее всего, и будет проектная деятельность.