«Не скупердяй, а утилитарист!»: почему не все становятся богатыми
Утилитарный и индивидуалистический тип мотивации
«TTISI Россия» провела исследование ценностей, стилей поведения и навыков людей, успешно планирующих свои финансы. В ходе исследования мы применили несколько методик. В частности, типология «Движущие силы мотивации» показала, что отличительная черта миллионеров — утилитарный тип мотивации. Такой тип мотивации оказался у 81% опрошенных с доходом от $500 тыс. до $1 млн и у 80% — от $250 тыс. до $500 тыс.
Люди с утилитарным мотиватором, как правило, хорошие логики и математики. Они меньше других поддаются эмоциональным соблазнам: редко делают импульсивные покупки, тратят деньги на предметы роскоши и покупают бесполезные вещи. Они утилитаристы. Это значит, что они хотят получить отдачу от любого своего действия, будь то покупка новой вещи или трата времени на какое-либо занятие. Такие люди на уровне подсознания ждут, что их инвестиции окупятся.
«Что, ему денег мало? У него их куры не клюют, а он все копит и экономит! Скупердяй!» — осуждают их окружающие. Они просто не могут понять, почему богатый человек летает экономклассом, ездит на заурядном автомобиле и одевается пусть в качественном, но масс-маркете.
Все дело в том, что утилитарист получает удовольствие не от размера достатка как такового, а от высокого КПД потраченных денег. При равной стоимости спортивной иномарки и хозяйственного минивэна он, скорее всего, выберет второй. Бесполезные (с его точки зрения) траты на амортизацию и ремонт спортивной машины будут вызывать у него дискомфорт.